Анализ стихотворения Хлебникова «Кузнечик. Анализ стихотворения Хлебникова «Кузнечик Анализ стихотворения Хлебникова «Кузнечик»

«Кузнечик» Велимир Хлебников

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Анализ стихотворения Хлебникова «Кузнечик»

В первой половине 20 века происходит становление Велимира Хлебникова, как самобытного и очень оригинального поэта. Он был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Именно поэтому Хлебников очень скоро стал новатором и даже прослыл чудаком среди своих коллег, так как практически в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался интуитивно благодаря необычному сочетанию звуков. Это был тот яркий пример, когда форма могла стать гораздо более важной, чем содержание.

У многих подобные эксперименты вызывали удивление и недоумение. Однако Владимир Маяковский, познакомившись со стихами Велимира Хлебникова, пришел в восторг и заявил, что считает поэта настоящим гением русской литературы. Сам Хлебников к похвалам оказался совершенно равнодушен: его увлекал не конечный результат, а подбор слов, с помощью которых можно было бы отразить те мысли, чувства и идеи, которые хотел донести до читателей автор.

Не секрет, что некоторые свои стихи Хлебников переписывал десятки раз, пытаясь добиться идеальной гармонии и чистоту звучания каждого слова. Это относится и к небольшому произведению под названием «Кузнечик», черновой набросок которого был сделан в 1908 году, а окончательный вариант увидел свет лишь в 1909 году. Это стихотворение вошло в сборник «Старинная любовь» (1914 г) и стало предметом споров многих литературоведов.

Его первая часть посвящена обычному кузнечику, который «Крылышкуя золотописьмом
тончайших жил», успел изрядно полакомиться луговой травой, которую «в кузов пуза уложил». Короткая зарисовка, состоящая всего из одного предложения, тем не менее, создает яркую и образную картину. Героиней второй части стихотворения является зинзивер – крупная синица, которую нередко также именуют кузнечиком. Своим веселым пением «Пинь, пинь, пинь!» эта лесная красавица привносит в размеренную жизнь некое очарование, которое выливается у Хлебникова в восхищенные возгласы: «О, лебедиво! О, озари!». Таким образом, автор представляет читателю сразу двух кузнечиков, которые прекрасно дополняют друг друга и создают удивительную гармонию мира, хрупкую и невесомую . Но именно в ней автор черпает свое вдохновение и ищет пищу для творческих экспериментов, смелых и оригинальных.

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Анализ стихотворения «Кузнечик» Хлебникова

Эксперименты с формой в начале XX века породили поэзию Велимира Хлебникова. Работа со словом, звуком становилась самоцелью, источником появления русского авангарда.

Стихотворение написано в 1909 году. Его автору исполнилось 24 года, он студент и начинающий поэт, чьи стихи уже год, как публикуют. Он гостит у родственников в домике под Киевом, увлекается античной мифологией. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – свободный, акцентный стих со смежной рифмой, прячущейся за лесенкой строк. Лирический герой – сам автор в образе, должно быть, любознательного энтомолога. Он появляется на полянке и фиксирует обстановку. Его внимание привлекает неугомонный кузнечик. «Золотописьмом жил»: на солнце просвечивает сеточка жилок крыльев насекомого. «Крылышкуя»: он кормится в траве, и его крылышки трепещут. «Кузов пуза»: идет явное сравнение с объевшимся человеком, употреблено просторечие. Сам кузов – корзинка, короб из бересты.

«Прибрежных»: дело происходит у водоема. «И вер»: видимо, здесь подразумеваются «виды и рода» растений. По крайней мере, в одном из своих писем он так поясняет это выражение. «Пинь, пинь, пинь!»: появление нового героя. Зинзивер – вовсе не неологизм, как ожидает читатель. В. Хлебников использовал просторечное слово, обозначающее обыкновенную синицу. И дальше возможны два варианта. Зинзивер сожрал кузнечика (на что намекает его внезапное появление, как гром среди ясного неба, и пронзительная трель). Между прочим, для синицы привычно лакомиться насекомыми. И тогда получается игра слов: кузнечика съел кузнечик (а именно так в народе принято звать эту птичку). Есть нечто угрожающее и в придуманном поэтом глаголе «тарарахнул». Или же просто трель птицы раздалась оглушительно рядом – и все пришло в экстаз. Картина стала завершенной. «О, лебедиво!»: поэт обозревает гармонию флоры и фауны. Вот это – настоящий неологизм, сочетающий в себе изящество лебедя и красоту момента, чудо. «О, озари!»: волшебные изменения касаются природы и наблюдающего ее человека. Два восклицания со старинным, изысканным междометием «О!» (собственно, это еще и анафора в этом стихотворении) завершают лирическую зарисовку.

Футуристический взгляд на мир в творчестве В. Хлебникова проявил себя как сочетание несочетаемого. Поиск формы соседствует с традиционным содержанием, неологизмы – с устаревшими словами.

Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Счастлив, золотой кузнечик, Что в лесу куешь один! На цветочный сев лужечик, Пьешь с них мед, как господин; Всем любуяся на воле, Воспеваешь век ты свой; Взглянешь лишь на что...
  2. Ржал в траве кузнечик Медленно и знойно. Несколько овечек Шло благопристойно. Люди – желты, босы – Ворошили сено, Отбивали косы, Приклонив колена. Те теплые толпы Облекла кончина: С ними холод...
  3. Напрасно я лицо свое разбил, — Кругом молчат — и все, и взятки гладки, Один ору — еще так много сил, Хоть по утрам не делаю зарядки. Да я осилить...
  4. Много есть у меня Теремов и садов, И раздольных полей, И дремучих лесов. Много есть у меня Деревень и людей, И знакомых бояр, И надежных друзей. Много есть у меня...
  5. Смолк соловей, отцвел жасмин. Темнеет вечер все заметней. В глуши разросшихся куртин Застрекотал кузнечик летний. Что день, то громче он поет, Как будто песней время мерит. Ему ответно сердце бьет...
  6. В чертогах смородины красной Живут сто семнадцать жуков, Зеленый кузнечик прекрасный, Четыре блохи и пятнадцать сверчков. Каким они воздухом дышат! Как сытно и чисто едят! Как пышно над ними колышет...
  7. Я ребенком любил большие, Медом пахнущие луга, Перелески, травы сухие И меж трав бычачьи рога. Каждый пыльный куст придорожный Мне кричал: «Я шучу с тобой, Обойди меня осторожно И узнаешь,...
  8. Старинным золотом и желчью напитал Вечерний свет холмы. Зардели красны, буры Клоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры. В огне кустарники и воды как металл. А груды валунов и глыбы...
  9. Сонет Еще последний снег в долине мглистой На светлый лик весны бросает тень, Но уж цветет душистая сирень, И барвинок, и ландыш серебристый. Как кроток и отраден день лучистый, И...
  10. В этом мире — неосторожном — Осторожничать надо ль мне? Ведь в кошмаре автодорожном Чаще гибнут, чем на войне. В этой жизни, необратимой, Как рыбацкая западня, Много пламени, много дыма,...
  11. Ту ленивую речонку Ни к чему мне воспевать, Ту смешливую девчонку Ни к чему мне вспоминать. Просто чтили мы с ней робкий Дружбы ласковый закон. Просто мы на синей лодке...
  12. Две их. Живут неразлучно, Только меж ними разлад. Любит одна свой беззвучный, Мертвый, осенний сад. Там все мечты засыпают, Взоры скользят, не узнав, Слабые руки роняют Стебли цветущих трав. Солнце...
  13. Когда я, юношей, в твоих стихах мятежных Впервые расслыхал шум жизни мировой: От гула поездов до стона волн прибрежных, От утренних гудков до воплей безнадежных Покинутых полей, от песни роковой...
  14. Сядь, милый гость! здесь на пуховом Диване мягком, отдохни; В сем тонком пологу, перловом, И в зеркалах вокруг, усни; Вздремли, после стола немножко Приятно часик похрапеть: Златой кузнечик, сера мошка...
  15. Я живу близ большущей речищи, где встречается много воды, много, да, и я мог бы быть чище, если б я не был я, и не ты. О играй мне про...
Вы сейчас читаете стих Кузнечик, поэта Хлебников Виктор Владимирович

Крылышкуя золотописьмом тончайших жил
кузнечик в кузов пуза уложил
прибрежных много трав и вер
пинь-пинь-пинь – тарарахнул зинзивер
О, лебедиво!
О, озари!

Стихотворение «Кузнечик» - манифест. В этих строчках весь Хлебников, кажется. В стихотворении находит отражение концепция Хлебникова – «Книга Жизни»: всё, что нас окружает, природа. Художник должен читать её! В «Книге Жизни» надо найти прекрасное, отразить в произведении, запечатлеть не только в фактах природы, но и антропоморфно – в языке. Задача художника – найти свежее слово, самовитое. Найти первичное содержание, вернуться к языковым проформам. Языковое содержание слова не случайно. Любой звук оформляет пространство, отношения между предметами, а значит звуковая морфема для художника – чрезвычайно важная вещь. Итак, художник должен причаститься «Книге жизни», должен зреть мир, зреть некие знаки. Должен в своём поэтическом языке эту жизнь отразить.. Движение читательского сознания происходит в разных плоскостях. Мир должен был понят и воспроизведён как живой объект.
<построчный разбор>:
«Крылышкуя золотописьмом тончайших жил», - картина микромира;
«кузнечик в кузов пуза уложил», - возрастает объём;
«прибрежных много трав и вер», - физический, географический горизонт расширяется;
«пинь-пин-пинь – тарарахнул зинзивер», - добавляется вертикальное измерение, цветовое наполнение.
«О, лебедиво! О, озари!», - антропоморфное измерение. Это человек, который всё созерцает, с человеком что-то происходит.
«крылышкуя» - неологизм. «крыло» + движение организма. Для хлебниковского сознания, безусловно, актуальная морфема «ушкуй» - свобода, свободное движение. «Ушкуйники» - прообраз казачьей вольницы. Ватаги новгородцев (выплеск пассионариев – М.Ю.:) Перед нами вольноживущий организм.
«золотописьмо» - Книга Жизни, буквы Книги Жизни. Мы созерцаем не просто движение насекомого, а существо, являющееся одновременно «Книгой Жизни». Связь-доминанта – кузов-пузо, связь существа с огромным миром, это существо является частью огромного мира. Такие парадоксы любили символисты… «Верх» и «низ» - одно. «плоть/кровь» - одно… Ещё с декадентских времён, это было проверенным способом создать метафизическую глубину.
«вер» - «вера» - камыш + духовная установка человека, существа. «пинь-пинь-пинь – тарарахнул зинзивер» - камышовый воробей/синица. Экспериментальный поиск рифмы. Характерно для начала XX века. Хороший поэт имел всегда записную книжку, где отражал свои «поиски». Рифмовать просто так было неинтересно. «вера – зинзивер – камыш» Вместе с тем, зинзнивер – иная, «враждебная» кузнечику жизнь.
«пинь-пинь-пинь» - не бредовая фраза. Та парадоксальная концепция «всё во всём» - единство противоположности, противоположность единств. Разнообразие, многоликость мира и его единство в этом.
«О, лебедиво! О, озари!» - здесь человек погружён в созерцание картины мира. Лебедь (сказочный материал) – прекрасное, живое для Хлебникова. Живое/прекрасное нам показано. «О, озари!» - от созерцания, от восхищения – к преображению. Человек не просто пассивно созерцает, он должен преобразиться. Ему открылась Книга Жизни. Сознание же человека отчуждённого от природы – элементарно. Это существо отпавшее, ограниченное. Существо цивилизации должно приобщиться к живой природе, стать частью живого целого. Перед нами картина мира, панорама. Созерцающий мир восхищён им, преображён. Дальше художник создаёт Книгу Мира. Это её воспроизведение и создание – это и есть творческий цикл.
Стихотворение «Кузнечик» как поэтический манифест Хлебникова – в какой мере это объективная данность или спекуляция Михаила Юрьевича Стояновского? <сам о себе:) - К.Р.> Есть тонкая, ускользающая грань между реконструкцией и интерпретацией смысла художественного произведения. При реконструкции вы должны опираться на регулярную и сильную аргументацию, чтобы выстроить «здание» произведения. При интерпретации важно оригинальничание, в свободных формах мысли обобщается, восполняется то, что «не восстановимо». Когда реконструкция проведена правильно, все допущения согласовываются с реальным поэтическим миром Хлебникова. Вспомним, «его проносят на слоновых» - картина мира в смещённом виде. Возврат к первичному пласту. Эффект кубика Рубика. Творчество Хлебникова предполагает интеллектуальный труд читателя. Мир в его произведениях динамичен, объёмен, он не раскрывается линейно. Всё это должно быть фиксировано через поэтические образы в динамике. На рубеже XIX-XX вв. произошла смена поэтики. От поэтики законченного, гармоничного, цельного образа художник переходит к поэтике образов незаконченных, становящихся, динамичных… Т.к. содержание этого мира – ускользающее, противоречивое. Это не то законченное целое, к которому стремились символисты…

Поэзия начала 20 века включает в себя много самобытных новаторских творений. Авторы старались найти новые необычные формы воплощения своих идей. Русский одиозный поэт Велимир Хлебников был одним из самых смелых авторов. Его произведения до сих пор вызывают дискуссии литераторов.

Хлебников считал, что главными в стихотворении являются вовсе не слова, а гармония звуков. Именно они создают определенное настроение у читателя. Поэтому в его стихотворениях часто встречаются авторские неологизмы – слова, которые понимаются интуитивно. Таким образом Хлебников демонстрировал как при помощи необычной формы можно добиться образности восприятия.

Такая экспериментальная лирика вызывала у современников горячие споры. Привыкшие к классической форме стиха критики не хотели воспринимать серьезно самобытное творчество Хлебникова. Те же, кто мыслил шире, видели в Хлебникове нового гения поэзии. Так Владимир Маяковский восторгался творениями своего коллеги. Хотя сам Хлебников оставался равнодушным как к порицаниям, так и к восторгам. Все его внимание было направлено на поиски оригинальной подачи материала. А общественному мнению он смело «давал пощечину». Все свои стихотворения автор тщательно прорабатывал, добиваясь необходимой ему звуковой гармонии. Он хотел, чтобы каждое слово звучало чисто и естественно.

К новаторским произведениям Хлебникова относится и небольшое стихотворение «Кузнечик». Над ним поэт работал около года, хотя оно и очень короткое. Однако краткость компенсируется глубиной созданных образов. Стихотворение входит в сборник «Старинная любовь».

Произведение «Кузнечик» можно условно разделить на две части. В первой говорится о кузнечике, который вдоволь наелся луговой травы. Автор смело «играет» с грамматической формой слов: кузнечик «крылышкует золотописьмом». Забавной метафорой выступает словосочетание «кузов пуза», куда кузнечик сложил еду. О кузнечике сказано всего в одном предложении, но перед читателем возникает целая картина. Вторая часть – зарисовка о зинзивере. Это большая синичка, которую иногда называют кузнечиком. Пение зинзивера вносит яркие нотки в лесную жизнь, описанную в стихотворении «Кузнечик». Заканчивается произведение возгласами восхищения. Неологизмы «лебедиво» и «озари» не имеют точного значения, но зато очень эмоционально передают красоту лесной природы.

Хлебников показал нам двух кузнечиков: настоящего и птицу. Они дополняют друг друга и создают настоящую гармонию мира. Стихотворение «Кузнечик» - всего лишь небольшая зарисовка, однако благодаря ей, мы приоткрываем для себя хрупкий и прекрасный мир природы.