Духовный облик офицерства. Духовная основа воинской культуры

Воспитанию воинов в Древней Руси всегда придавалось особое значение. Непрерывные войны с соседними племенами и государствами делали свое дело - каждый свободный общинник был воином и должен был с малых лет владеть . Но мало одной подготовки - для того, чтобы воспитать полноценного воина, требовалось и духовное наполнение, как бы сейчас сказали - идеологическая и морально-психологическая подготовка.

Как известно, русская культура складывалась на основе двух начал - древней дохристианской культуры языческой Руси и христианства. Соответственно, и воспитание воинов включало в себя компоненты двух исторических культурных традиций, за столетия весьма переплетшиеся между собой и сформировавшие единую воинскую культуру.


Древнерусское воинское воспитание изначально основывалась на местных архаических традициях защиты материнства и рода. Путь воина воспринимался как защита своей родной земли, представителей своего рода и, соответственно, своего прошлого и будущего. Древнерусская знать - князь и его дружинники - считали войну своим главным занятием. И это действительно было так. С детских лет будущего дружинника готовили к ратным подвигам. За воспитание юного воина отвечал его родственник по женской линии - это мог быть дядя по матери, двоюродный дядя и т.д. В княжеских семьях его называли кормильцем. Уже позже, после принятия христианства, кормильцев стали выбирать и из представителей других знатных родов, так как христианизация позволила русским княжеским родам приглашать невест для князей из других стран, и соответственно братья или другие мужчины-родственники невесты оставались на своей родине, а место кормильца становилось вакантным.

Еще в глубоком детстве будущего воина сажали на коня, давали в руки оружие. В десять лет мальчика уже плотно обучали воинскому мастерству, а в двенадцать лет он начинал участвовать в походах, непрестанно совершенствуя свое воинское мастерство. Так воспитывали, к примеру, князя Святослава. Большую роль в воспитании знатных русичей играло знание обрядов. Князья считались внуками Даждьбога, потомками Солнца. Конечно, двенадцатилетнего отрока еще старались беречь от опасных ситуаций во время походов. Но вот к пятнадцати годам юный воин считался уже полностью сформировавшимся молодым мужчиной - он был годен и для войны, и для командования боевой дружиной, и для женитьбы.

Образцом для юного воина считались прославленные военачальники, былинные богатыри, которые совершали невероятные подвиги и обладали огромной силой и доблестью. Естественно, что они наделялись сверхъестественными качествами и рассматривались априори выше любых простолюдинов, такими свойствами не обладавших. Языческая воинская культура стала фундаментом, подвергшимся, тем не менее, серьезной трансформации после Крещения Руси и в процессе христианизации русских земель.

Постепенно уходили в прошлое представления о магическом могуществе русской знати. Теперь знатный человек должен был являть пример не только силы, доблести, воинских навыков, но и христианского благочестия. Формировалась традиция христианского воинского служения, которая, кстати, серьезно отличалась от византийской - ведь Византия прибегала к найму профессиональных воинов, а на Руси воинское служение воспринималось сквозь призму сочетания христианских и славянских архаичных традиций. Русский воин защищал свою землю и род, а после принятия христианства - еще и христианскую православную веру. Главными противниками Руси после ее христианизации стали государства и образования, исповедовавшие другие направления христианства или другие религии - тюркские кочевники-тенгрианцы, языческие племена Севера, немецкие католические рыцари, мусульманские государства, образовавшиеся после распада Золотой Орды. Таким образом, защита родной страны приобретала и религиозное содержание борьбы с иноверцами. Формируется и образ воина - мученика, который готов принять смерть от рук врага, но вынужден убивать и сам - для защиты своей страны и веры.

С утверждением христианства связано появление сакрального образа родной страны - Святой Руси. Сама земля русская начинает пониматься как особая страна, со своим историческим путем и великой миссией. По мере укрепления русского государства происходило и развитие представлений о православном государстве как пространстве благочестия, хранителе христианских ценностей. Естественно, что образ воина, защитника православной веры и православной страны, также наделялся героическими чертами.

Религия вообще играла большую роль в жизни русских воинов после принятия христианства на Руси и, в особенности, ко времени начала избавления от монголо-татарского ига. Известно то влияние, которое оказывали на легендарного князя Дмитрия Донского православные святители - митрополит Алексий, Сергий Радонежский, митрополит Киприан. Известно, что именно православные священнослужители сыграли ключевую роль в формировании идеи освобождения Святой Руси от Золотой Орды, они же определяли и внешнюю политику русских княжеств, особенно по отношению к «иноверческим» образованиям - той же Орде или орденам крестоносцев. Иеромонах Сергий Радонежский, в частности, оказывал большое влияние на Дмитрия Донского, и именно он убедил его покончить с вековой зависимостью от Орды и порвать всякие отношения с ордынским ханом и с беклярбеком Мамаем.

Христианство наложило существенный отпечаток и на образовательную парадигму Руси. Для русской знати желательными качествами стали грамотность, знакомство с христианской литературой, с православия. Еще князем Владимиром была основана в Киеве первая школа, встретившая поначалу сопротивление знатных людей, которые не хотели отдавать своих детей. В Новгороде школа была основана Ярославом Мудрым, который заложил основы для создания церковных школ во всех городах земли Русской. Обучали в школах славянской грамоте, Святому Писанию, основам богослужения, иногда - греческому языку. Так утвердилось представление, что знатный русич должен быть не только превосходным воином, но и образованным человеком. Интеллектуальная составляющая в воспитании начинает рассматриваться как значимая, хотя и в меньшей степени, чем воинская.

У русских воинов, благодаря христианству, утверждаются и моральные ценности. Среди них одно из главных мест занимает милосердие к побежденным, которым русские воины отличались в куда большей степени, чем их современники и на Востоке, и на Западе. Конечно, оно имело место далеко не всегда и не во всех ситуациях, но сложно отрицать то, что идеалы милосердия на Руси проповедовались активно, утверждались и среди знати, и среди простого люда. Знатный человек в идеале должен был быть добрым христианином и стремится к христианской добродетели. Например, Владимир Мономах в своем «Поучении» рассуждал о том, что князья должны вести аскетический образ жизни, не увлекаясь едой и питьем, пьянством и блудом, поскольку от пьянства и блуда «душа погибает и тело». Также он советовал не делать пакостей, кормить и помогать нищим, больше всего чтить гостей. Превыше же всего, как писал Мономах, должен быть страх перед Богом.

Таким образом, в «Поучении» Владимира Мономаха впервые были сформированы нравственные основы воинского служения в православной Руси. Воинское служение в этом понимании - это борьба добра со злом, православный воин должен быть на стороне добра и заботиться не только о победе, но и о том, чтобы остаться благочестивым, сохранить праведность. Защита земли Русской и веры Православной становится главным смыслом воинского служения, ради которого можно отдать жизнь свою, но и забрать жизни врагов страны и веры.

Настоящим испытанием для Руси стало вторжение монгольских орд и последовавшая зависимость от Золотой Орды. Православная церковь играла огромную роль в консолидации народа и сохранении русской идентичности, в те столетия «замешанной» именно на православии. Здесь стоит отметить, что свою роль сыграла первоначальная веротерпимость ордынских ханов, которые сильно не вмешивались во внутренние дела подконтрольных территорий и, благодаря этому, русской православной культуре удалось сохраниться в многочисленных монастырях. Православное духовенство в драматические для Руси времена вдохновляло русских воинов на защиту отечества, укрепляло их стойкость, внушало веру в свои силы и в Божью помощь в деле защиты русской земли. Неоднократно сами православные монахи были превосходными воинами и в сражениях с неприятелем, при обороне своих монастырей показывали и чудеса доблести, и прекрасные навыки обращения с оружием.

Именно в описываемый период начинает формироваться и идея жертвенности как неотъемлемого компонента воинского служения. Древний воин - язычник не обладал жертвенностью. Он был движим стремлением к победе, к завоеванию добычи, но не имел целью отдать жизнь за относительно абстрактные идеалы, более того - сильно удивился бы подобному предложению. Христианство, повлияв на русскую воинскую культуру, задало и модель жертвенности как желаемого поведения воина. Русский воин именно в христианский период истории Руси обрел готовность пожертвовать собой не только за родную землю, но и за веру, за своих товарищей по оружию. Таким образом, жертвенность превратилась в одну из высших этических ценностей, которая сопровождает русскую воинскую культуру многие столетия, вплоть до настоящего времени.

С христианством связано и утверждение в воинской культуре представлений о справедливости, о справедливой войне. В христианской Руси, особенно после освобождения от золотоордынского ига, насильственный способ разрешения конфликтной ситуации начинает рассматриваться как крайняя мера, применимая там, где нет иного способа утверждения справедливости, пусть и понимаемой князьями и их окружением специфически. Справедливость становится главным качеством, которое люди ценят и уважают в правителе, на более низком уровне - в любом командире, руководителе, начальнике. Таким образом, к воинским доблестям князя присоединяется и мудрость. Князь-воин становится также и мудрецом, способным принимать справедливые решения и миром разрешать конфликтные ситуации. Мудрый князь - это такой светлый образ, который вдохновлял его дружинников и вообще всех подданных, был для них примером доблести и ума.

После освобождения русских земель от Золотой Орды и после создания на основе Московского княжества централизованной русской государственности начинается церковная канонизация наиболее героических русских воинов. Герои XIII-XIV вв. - Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский - были причислены к лику святых. Александр Невский и Дмитрий Донской были князьями, воинами, вошедшими в пантеон православных святых благодаря удивительному сочетанию воинской доблести и христианского благочестия, верности православию. Сергий Радонежский в еще большей степени соответствовал образу народного героя, поскольку своим примером показывал самоотверженность, заботу о своей земле и ее защите от иноземцев, высокую нравственность и верность христианству. Удивительный человек, монах - воин, Сергий Радонежский стал и олицетворением идеала русского воинского наставничества, сочетающего обучение воинской науке с привитием христианских, морально-нравственных ценностей и установок, патриотизма и идеалов справедливости.

Поскольку в те времена еще отсутствовал тот же институт Героев России или Советского Союза, иерархия государственных наград, канонизация воина, признание его выдающихся заслуг православной церковью становилось высшей наградой. Причисление воина к лику святых означало сохранение на века памяти о нем в народном сознании. При этом церковь славила не только воинов - победителей, но и проигравших, поскольку, в отличие от язычества, в христианстве главной ценностью являются благочестие, вера, служение, а не достигнутые на поле брани или на ниве государственного управления результаты.

Благодаря канонизации выдающихся воинов, был достигнут удивительный результат - фигура воина на Руси сакрализировалась, сформировалось «воинское общество», в котором защита Отечества рассматривалась как святая обязанность каждого человека, вне зависимости от его возраста и даже пола. Именно этой сакрализации воинского долга Русь, а затем и Россия обязана многочисленным примерам высочайшей храбрости, удивительного патриотизма, которые показывали русские люди в годы многочисленных войн. Когда в Великую Отечественную войну плечом к плечу стали люди от мала до велика, а в партизанские формирования потянулись и дети младшего школьного возраста, и старики, и пожилые женщины, это стало свидетельством глубокой укорененности таких представлений о воинском долге в русском сознании. Удивительно, но это представление о долге по защите Отечества транслировалось и другим народам, живущим в России. Их представители столь же самоотверженно начинали служить русскому государству, даже не будучи русскими и православными. Защита своего Отечества рассматривалась как однозначно благое, справедливое дело.

Таким образом, основы духовного и морально-нравственного воспитания русских воинов, заложенные почти тысячу лет назад, сформировали всю русскую воинскую культуру и смогли, несмотря на все многочисленные превратности и перипетии, испытанные страной за прошедшее время, сохраниться до наших дней.

Вопрос, за кого умирать, разделил общество на патриотов и пацифистов

Из нашей военной истории известны три модели формирования морального облика защитника Отечества: солдат Императорской русской армии, существовавшей до февраля 1917 года, советский воин периода 1918-1991 годов и, наконец, нынешний защитник Родины. Каков же современный моральный облик воина нашей многострадальной армии, подвергшейся суровому испытанию реформами?

Моральный облик русского солдата со времен создания регулярных частей русской армии до периода падения монархии в феврале 1917 года формировался под влиянием православия. Царь Петр впервые ввел в штат сначала военно-морских кораблей, а затем и полков военных священников как исполняющих роль воспитателей личного состава.

Хорошо известно, что Петр Первый не особенно церемонился с отжившими, на его взгляд, историческими категориями и традициями, легко меняя алфавит, календарь, порядки, внешний облик русских людей да и всего общества. Ничто не мешало ему взять на вооружение, к примеру, протестантизм, европейский нигилизм или даже ислам, хорошо известный на Руси еще со времен принятия оного ордынским ханом Узбеком. Очевидно, объехав практически всю тогдашнюю просвещенную Европу, Петр не нашел ничего лучшего для души русского солдата, чем православие.

Секрет русской армии

Ограниченный, забитый, запуганный глупыми и жадными царями и хитрыми попами сиволапый мужик - такими широкими мазками обычно рисовали портрет русского крестьянина-христианина. Формированию этих штампов-стереотипов в головах советских граждан способствовала разнузданная антицерковная, антирусская, антиимперская кампания, начатая доморощенными либералами еще в середине XIX века. Но нужны ли были царю Петру такие воины? Способен ли ограниченный, запуганный и трусливый солдат победить сильнейшую армию шведского короля Карла, отряды воинственных дагестанских князей, солдат персидского шаха или свирепых турецких янычар? Однозначно нет!

Часто не имевшая преимуществ ни в боевом опыте, ни в вооружении или тактике молодая русская армия одерживала верх в первую очередь благодаря христианским добродетелям русского солдата - стойкости, самопожертвованию, добросовестности, выносливости, необычайной терпеливости. В этом кроется один из важнейших секретов побед русского оружия. Так не пора ли пересмотреть устаревшие атеистические штампы о якобы низких морально-боевых качествах воина-христианина?

Конечно, крепостной мужик, еще не забритый в рекруты, - это еще не солдат армии-победительницы. Но поскольку само понятие службы (служения) в русском народе понималась как тяжелая, но необходимая ноша, обязанность, процесс перевоплощения из мужика в солдата происходил естественно. Неграмотные, но воспитанные Церковью крестьяне-мужики были готовы к службе и морально, и физически. Они знали, что для служения людям пришел на землю Христос, службой считалась и любая царская или барская повинность, да и сам монарх - помазанник Божий служил своему народу.

Воспитанный согласно Евангельским заповедям в уважении к родителям и старшим, в покорности к данным от Бога властям, русский мужик закалял волю, набирался мудрости. Он был твердо уверен, что его бессмертная душа принадлежит Творцу и предстанет на суд Единому Богу. Смерть на поле брани за правое государево дело его не страшила.

В отличие от потомков детей бесправных советских колхозников, выводящих под диктовку «Мы - не рабы, рабы - не мы!», наши верующие предки гордились именем «раба Божиего». Такие «рабы» и составляли большинство солдат, матросов и офицеров русской армии времен Петра Первого, П. А. Румянцева, Ф. Ф. Ушакова, М. И. Кутузова, П. С. Нахимова, М. Д. Скобелева, А. А. Брусилова… «Дух укрепляет в вере отеческой, православной. Безверное войско учить, что перегорелое железо точить», - наставлял А. В. Суворов.

И пока жив был его завет, русская армия оставалась непобедима.

«Нам нужна ненависть»

Чем больше оскудевало в народе и армии под воздействием революционной пропаганды религиозное чувство, тем более ощущал себя мужик и солдат «свободной личностью», начиная искать смысл в приказах начальников, посылавших его на верную смерть-погибель.

Самые высмеиваемые богоборцами христианские качества - терпение и смирение. Но лишенный их «человек с ружьем» становился в бою трусом, а в тылу - наглецом и подлецом. Убивать без смирения можно, умереть во имя Родины нельзя.

«Отрицание религии породило безверие, - писал Ф. М. Достоевский. - Мораль, оторванная от своего источника - религии, неизбежно должна была вылиться и вылилась в аморальность, в полнейшую беспринципность. Культ Божества сменился культом собственного «Я», культом сатанинской гордости и эгоизма. Богочеловека заменил человекобог. Нравственное падение, духовное убожество, эгоизм, бессердечие, откровенное, доходящее до цинизма отрицание самых элементарных понятий о человечности, о простой порядочности… стали обычным, нормальным явлением».

К февралю 1917 года русская армия окончательно деградировала. Разложенные большевистскими агитаторами и пропагандистами солдаты бросали окопы и толпами валили домой, грабя и убивая по дороге мирных жителей и встречных офицеров. Не желая отправляться на войну, они поддержали мятежников в Петрограде, пролив первую кровь. Нацепив красные повязки и назвав себя красногвардейцами, они трусливо бежали от немцев в феврале 1918-го из-под Нарвы, куда их под командой первого «наркомпоморде» (народного комиссара по морским делам) П. Е. Дыбенко отправили спасать молодую Республику Советов новые вожди.

И совсем не случайно в красноармейской памятке тех «огненных лет», подготовленной отцом-основателем РККА Л. Д. Троцким, были такие слова: «Долой любовь к ближнему, нам нужна ненависть. Мы должны уметь ненавидеть. Только этой ценой мы завоюем вселенную… Мы ненавидим христиан. Даже лучшие из них должны рассматриваться как наши худшие враги. Они проповедуют любовь к ближнему и милосердие, что против наших коммунистических принципов. Христианская любовь есть помеха развитию революции».

Жизнь за кого?

В РККА, как позже и в Советской армии, огромное внимание уделялось партийно-политической работе и пропаганде так называемого коммунистического мировоззрения. Абсурдность и низкую эффективность этого тотального идеологического прессинга явили первые месяцы Великой Отечественной войны, после чего Сталин надолго задвинул комиссаров на место, лишив их прежних прав.

Так что же нового включало в себя коммунистическое воспитание советского воина? Ничего, кроме упора на известные со времен Суворова морально-нравственные качества солдата: храбрость, мужество, честность, добросовестность, доблесть, верность Родине и долгу, крепкая воинская дисциплина. Только вместо выброшенных «религиозных догм», предъявляемых великим полководцем, появились преданность делу партии Ленина и интернационализм.

Хорошо известно, кого и какой ценой одолела наша армия в Великой Отечественной войне. Но за что отдавали свои жизни герои Брестской крепости и Краснодона, партизанка Зоя Космодемьянская и капитан Николай Гастелло? За Родину, за победу, за своих товарищей, за убитых и сожженных, за живых и нерожденных, за родителей, детей, братьев и сестер.

Да, были и те, кто, умирая, называл имя вождя партии. Но адресована ли эта жертва лично товарищу Сталину или скорее идее единого национального лидера, с которой связывались надежды на победу, на освобождение Родины от оккупантов? И разве не за это же отдали свою жизнь Иван Сусанин или десятки тысяч русских солдат в сражении при Бородино или на Малаховом кургане? У воинов 57-го Модлинского пехотного полка, героически оборонявших Севастополь, была в ходу песня с такими словами: «Жизни только тот достоин, кто на смерть всегда готов, православный русский воин, не считая, бьет врагов. За Царя и за Россию мы готовы умирать. За Царя и за Россию будем всех на штык сажать!».

Сталин в конфиденциальной беседе с личным представителем президента США Гарриманом, говоря о причинах, по которым русские так отчаянно сражаются с врагом, признавал: «Вы думаете, они воюют за нас, коммунистов? Нет, они воюют за свою матушку-Россию».

Коммунизм так и не стал той верой, за которую люди шли на смерть. Продолжали работать вполне уместные христианские мотивы - умирать «за други своя». Недавно рассекреченные данные переписи 1937 года показывают: больше половины населения СССР старше 16 лет (56,7 процента) составляли верующие люди.

Из полученных горьких уроков победы в Великой Отечественной войне руководство СССР, к сожалению, не смогло сделать правильных выводов. После смерти Сталина политика партии вернулась на прежнюю гибельную траекторию растрачивания сил и средств на построение коммунизма во всем мире и борьбу с международным империализмом. Число врагов и особенно «друзей» по соцлагерю заметно прибавлялось, и советских воинов все больше готовили для оказания братской помощи угнетенным народам других стран. К довоенным Испании, Монголии и Китаю прибавились Корея, Вьетнам, Лаос, Куба, Сирия, Египет, Ангола, Мозамбик, Афганистан...

Но даже в этой внешне благородной идее не было ничего нового. Императорская Россия не раз вступала в войну за своих братьев-единоверцев, не ища при этом выгоды. Это прежде всего неудачная для нее крымская война, начавшаяся, как известно, из-за притеснений турками православных на Святой земле, или Первая мировая, которую мы начали, заступаясь за сербов, неготовыми.

Ярчайший пример - Русско-турецкая война 1877-1878 годов, в результате которой Болгария получила независимость, а Сербия, Черногория и Румыния приросли территориями. Тогда погибли более 100 тысяч русских солдат, а сама Россия лишь вернула себе утраченные ранее земли. Это ли не пример бескорыстной помощи братским народам без навязывания себя в друзья-покровители, как это произошло в Восточной Европе после освобождения от фашистов чехов, поляков, немцев, мадьяр, румын, балканских славян, албанцев?

Oblico morale

Процесс реформирования нашей армии явно далек от завершения, но кое-что видно невооруженным глазом уже сейчас. Особенно на фоне разгорающегося скандала с воровством бюджетных средств в Министерстве обороны и его дочерних компаниях. Многое, наверное, можно объяснить поговоркой «Каков поп - таков приход», поскольку примеру своего бывшего шефа последовали некоторые наиболее ловкие и беспринципные его подчиненные. А сколько подобных «делишек» калибром поменьше творится в казармах, каютах, кубриках, канцеляриях, на складах и в боксах? Можно только гадать.

Зарабатывание бабла на всем, к чему имеешь отношение, - дурная примета нашей армии. Служба все больше превращается в выгодный бизнес. При этом с высоких трибун и страниц выхолощенной ведомственной прессы не перестают звучать никого не трогающие высокопарные слова о чести и совести, достоинстве и жертвенности. Один за другим в силовых министерствах и структурах принимаются «кодексы чести», проводятся офицерские собрания… А тем временем среди офицеров все реже и реже можно услышать разговоры о воинском долге, о служебно-боевом опыте, о подчиненных. Все больше говорят о деньгах, тачках и отдыхе за бугром. Очевидно, это и есть идеология нынешнего дня.

Так за какие высокие идеи мы будем умирать? Этот вопрос давно разделил общество на патриотов и пацифистов. И последних сегодня явно больше. По недавним опросам, лишь 23 процента наших соотечественников готовы по первому зову встать на защиту Родины.

Очевидно, причина отказа от самопожертвования кроется в упадке духа и отсутствии четкой гражданской позиции, которая не может быть сформирована в обществе потребителей, где каждый сам за себя.

Времен очаковских и покорения Крыма

Что же делать? Обратиться за «передовым опытом» за границу? Увы, ни армия США, ни ее европейские союзники ничего доброго предложить нам не могут. Рост суицидов, преступлений, правонарушений среди военнослужащих стран блока НАТО, включая наших бывших союзников и «братьев», говорит о кризисе идеологии и западных армий. Здесь идут те же процессы. Армии арабских стран и государств Ближнего Востока, по мнению большинства экспертов, ориентированы на религиозно-национальные традиции, где четко прослеживается культ шахидов (буквально - свидетелей, мучеников за веру) и героев, отдавших жизнь за Родину (израильский ЦАХАЛ). Остается мощнейшая на востоке НОАК, где под красными знаменами и коммунистическими лозунгами воспитываются национально ориентированные патриоты Поднебесной, готовящиеся совершить подвиги, но отнюдь не в интересах международного пролетариата.

Один мой оппонент - атеист предложил ввести для нынешних солдат вместо «пустой говорильни» (занятий по общественно-государственной подготовке) посещение моргов и скотобоен. По его мнению, именно это сделает воинов более смелыми и мужественными. Этот «полет атеистической мысли» говорит о высочайшей степени духовной опустошенности и безверия в человека.

Модернизированная и наконец окончательно отреформированная армия (если это когда-то произойдет) окажется небоеспособна, если не будут затронуты глубины духа и сознания военнослужащих. Уже сейчас солдаты и даже командиры пасуют перед уроженцами лишь одной маленькой северокавказской республики, вся сила которой заключается в непомерно раздутом национальном самосознании, базирующемся хоть и на искаженно понимаемой, но вере.

Исторический опыт национального русского самосознания сохранен нами в облике благородного, мужественного, славного, скромного и смиренного воина русской армии. Это наши деды и прадеды, наши близкие и далекие предки. Что мешает сегодня максимально использовать их опыт? Его проводниками могли бы стать ветераны, возвращаемые в строй офицеры-воспитатели и военные священники, которых новый министр обороны захотел как можно скорее увидеть в рядах армии. Похоже, сегодня альтернативы идеологии «времен очаковских и покорения Крыма» у нас нет.

Калининградский государственный технический университет

Военно-Морская кафедра

Реферат на тему:

“ Патриотизм-источник духовных сил война ”

Задание принял Задание выполнил

Капитан II ранга студент группы 98-ис

Штучный С.А. СамолетовМ.В. "___"___________2001г. "___" __________2001г.

Калининград 2001 г.

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАТРИОТИЗМ

“Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен”.

Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать - флаги и вымпелы.

Из Петровского морского устава.

Любой человек всегда является членом какой-либо об­щности людей: нация, класс, социальный слой, произ­водственный коллектив, коллектив по интересам и так далее. Каждая общность имеет свои характерные черты, а ее члены, как правило, гордятся своей принадлежностью к ней. В результате можно говорить о различных частных вариантах патриотизма: классовый, национальный, про­фессиональный и другие. Военных людей обычно интере­сует военно-профессиональный патриотизм.

В истории России его появление связывают с рождени­ем регулярной армии. Ее основа - два потешных полка молодого Петра I. Когда дворяне-подростки вошли в зре­лый возраст, эти полки стали своеобразными военными училищами, выпускавшими офицеров в пехоту и кавалерию. Офицеров-специалистов готовили открытые по при­казу Петра навигационная, артиллерийская, инженерная школы. С развитием регулярной армии и становлением принципиально нового офицерского корпуса получает окончательное оформление военно-профессиональный патриотизм, как выражение сущности людей, посвятив­ших свою жизнь защите Отечества. В своих основных чер­тах он доходит и до наших дней.

Черты военно-профессионального патриотизма не с неба упали. Они обусловлены вполне объективными об­стоятельствами. Армия на Руси всегда почиталась, а воен­ный человек, как правило, был любимцем народа. XX век насчитывает всего две ситуации, когда заинтересованные силы настраивали общественность России против армии и флота. Первый раз - после русско-японской войны 1904-1905 годов, второй - после распада СССР и пере­хода к рыночным отношениям.

В русской армии были достаточно сильны военно-де­мократические традиции, представленные такими гене­ралами и адмиралами, как Петр I, Г. Потемкин, А. Суво­ров, М. Кутузов, Ф. Ушаков, П. Нахимов, М. Скобелев, М. Драгомиров, С. Макаров, М. Фрунзе, И. Исаков, К. Рокос­совский, Г. Жуков, Н. Кузнецов и многие другие.

Армия была важнейшим инструментом складывания русского государства, а флот очень часто служил орудием международной политики. Со времени Петра I сложилась своеобразная роль офи­церства в жизни общества. Офицеры не только защищали Отечество, но строили города и заводы, были изобрета­телями, открывали новые земли, управляли губерниями, служили дипломатами и одно время командовали Право­славной церковью. Первым обер-прокурором Святейшего Синода был полковник И. В. Болтин (1721-1726).

Важным обстоятельством, оказавшим влияние на фор­мирование военно-профессионального патриотизма явился также русский национальный характер.

Названные причины обусловили своеобразные черты русского военно-профессионального патриотизма и до 1917 года и после него. Вот они.

Беспредельная преданность Отечеству и готовность со­знательно отдать за него жизнь.

Высокие понятия воинской чести и воинского долга как у офицеров, так и у солдат и матросов.

Стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу как норма поведения.

Преданность полку, кораблю, его знамени," его"тради­циям.

Уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира.

Героическое поведение в плену.

Готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде.

Личный пример офицера своим подчиненным.

Мастерское владение своей профессией от полководца до рядового.

А. В. Суворов дал неприятелям более шести­десяти боев и сражений и ни одного не проиграл. Военная история показывает, что такого набора черт не имеет никакая другая армия мира.

" Значение военно-профессионального патриотизма ве­лико, хотя он явление нематериальное: ни взвесить, ни измерить, ни просчитать. Но в критические моменты имен­но он каждый раз перетягивал чашу весов борющихся сто­рон в пользу России.

Для ясности два примера.

Один пример хрестоматийный - 28 героев панфилов­цев. Вдумаемся: всего 28 человек, в том числе один офи­цер. Вооружение - бутылки с “горючкой”, гранаты, не­сколько противотанковых ружей. Справа и слева - нико­го. Могли разбежаться и ищи ветра в поле. Могли сдаться и никто бы не узнал. Могли лечь на дно окопа и будь что будет. Но ни того, ни другого, ни третьего не случилось. Отбили две танковые атаки: одну - 20 танков, другую - 30. Половину сожгли! По всем мыслимым и немыслимым расчетам они должны были проиграть, ведь почти по два танка на брата. Но ведь не проиграли. Выиграли! Сегодня многие не верят и спрашивают: почему?

Ответ в трех сло­вах - присяга, долг, патриотизм:

· присяга - клятва Родине,

· долг - обязанность перед Родиной,

· патриотизм - любовь к Родине.

Если это есть у военных людей, они непобедимы. Под­виг двадцати восьми героев повергает ниц тех, кто хотел бы видеть на войне только кровь, муки и ошибки - на­стоящие и мнимые - и не замечать воли, таланта, уме­ния и презрения к смерти во имя Отечества.

Другой пример из другой войны. Дело было 26 февраля 1904 года. Малый миноносец “Стерегущий” против двух крейсеров и четырех больших миноносцев Японии. Семьдесят орудийных стволов, в том числе шестидюймовых, против четырех.

Японцы, окружив миноносец, предложили ему сдать­ся. На это предложение русские моряки даже не ответи­ли, а Андреевский флаг на всякий случай прибили гвоз­дями к мачте. В ходе боя из 52 человек экипажа 46, в том числе все офицеры были убиты, четверых израненных моряков японцы взяли в плен. Попытка взять на буксир полуразрушенный корабль не удалась. Два матроса: Иван Михайлович Бухарев - машинный квартирмейстер и Ва­силий Сергеевич Новиков - трюмный машинист броси­лись в машинное отделение, задраили помещение и, жер­твуя жизнью, открыли кингстоны.

Подвиг потрясает! Здесь все - верность присяге и во­инскому долгу, стойкость и упорство в бою, подвиг как норма поведения, личный пример офицеров, особенно командира корабля лейтенанта Александра Семеновича Сергеева.

10 мая 1911 года в Петербурге был открыт памятник работы художника К. В. Изенберга, изображающий двух матросов, открывающих иллюминаторы и кингстоны с целью затопить миноносец, чтобы он не достался непри­ятелю. Монумент отлили из стволов старинных корабель­ных орудий, хранившихся в Кронштадтском арсенале. Если присмотреться внимательно, то в наружных очертаниях скульптуры проглядывает массивный и широкий крест с одним лишь словом на перекрестье - “СТЕРЕГУЩИЙ”.

В словарях военно-профессиональный патриотизм оп­ределяется как гордость за принадлежность к армии и флоту, за свой полк, корабль, их честь и славу. Это опре­деление вполне употребимо, но в нем, на наш взгляд, не видно носителя военно-профессионального патриотизма: солдата, матроса, мичмана, курсанта, офицера. Поэтому дополним определение следующим размышлением: воен­но-профессиональный патриотизм - это способность во­ина в критический момент выйти на свой высший про­фессиональный физический, волевой, морально-нрав­ственный предел и превзойти его в интересах Родины.

По этому поводу прусский король Фридрих II уважи­тельно говорил: “Русского солдата мало убить, его надо повалить”. А знаменитому Наполеону принадлежат слова:“Дайте русского солдата, и я покорю весь мир”. Бернадот, бывший маршал Наполеона, затем король Швеции сове­товал шведам: “Подражайте русским, для них нет ничего невозможного”. Но лучше всех сформулировал А. В. Суво­ров, всего два слова: “Чудо-богатыри!”

Солдата и матроса воспитывают, учат и ведут в бой офицеры. Они же и умирают рядом с ними. Чтобы ни су­дачила обывательская молва о них - это особый, благо­родный и, как уже отмечалось, самый патриотичный слой граждан.

После строителя остаются дома.

После хлебороба - хлеб.

После писателя - книги.

Что же остается после офицера?

Только легендарные образцы высоко патриотичной службы, определяющие судьбу Родины и лицо армии и флота.

Несколько примеров.

· 1380 год. Куликово поле. Великий князь Дмитрий Ива­нович, сняв великокняжеское облачение и надев доспехи простого воина, встал в общий строй Большого полка и вместе с ним три часа держал страшный удар татарской конницы.

· 1812 год. Генерал Николай Раевский. В безнадежном положении под деревней Салтановкой лично повел свой корпус в атаку, взяв с собой двух сыновей - шестнадца­ти и одиннадцати лет. Пораженные решимостью генерала не пощадить ни себя, ни своих детей, солдаты в жесто­ком бою опрокинули врага.

· 1854 год. Адмирал Владимир Корнилов, организатор обороны Севастополя. Смертельно раненный, истекая кровью, он успевает произнести: “Скажите всем, как приятно умирать, когда совесть спокойна. Я счастлив, что умираю за Отечество”.

· 1904 год. Капитан 1 ранга В. Ф. Руднев, командир крей­сера “Варяг”, оказавшись один на один с японской эс­кадрой, отверг требование сдаться, вступил в бой и, одер­жав нравственную победу, на века прославил русский флот и русский национальный характер.

· 1945 год. Капитан 3 ранга А. И. Маринеско, командир знаменитой подводной лодки С-13, совершил известную всему миру “атаку века”, решившую судьбу немецкого подводного флота.

Этот перечень можно продолжать до бесконечности. На память приходит знаменитая строка М. Лермонтова: “Да, были люди в наше время...” Попробуем оценить наш день.

Первой, главной и самой важной мужской профессией является профессия офицера. Отчетли­во я осознаю, что для кого-то эта мысль спорная, а для кого-то и неприемлемая. Что ж, свою точку зрения не навязы­ваю, но имею право высказать суждения в ее защиту.

Важным фактором в историческом формировании духовно-морального облика русского офицера является глубокое влияние на него ЦЕРКВИ и православной веры.

От самой колыбели, в семье и школе, в военном училище и на государственной службе, - он беспрерывно и систематически воспитывался в православно-национальном духе. Естественно, поэтому, что его идеологию и духовно-моральное воспитание и переживания - составляли, главным образом, христианские принципы, чувства справедливости, милосердия и национальный патриотизм в широком и лучшем смысле этого слова.

Русский офицер шел на войну не только с оружием в руках, но и с верой в Бога и в Св. Евангелие Иисуса Христа, с православным крестом на шее и с благословенной ИКОНОЙ на груди.

Русская Армия почти никогда не вела агрессивных войн, а неизменно защищала Родину или своих единоверцев. Исключение составляют такие войны, как, например, усмирение татарских ханств, утвердившихся в пределах России, Польши, покорение прибалтийских и Кавказских народностей, бывших веками источником иностранных интриг, провокации и заговоров со стороны более сильных тогда и агрессивных соседей (Швеции, Германии, Турции и Англии), избиравших Россию ареной для нападения.

В этих случаях Россия вынуждалась вступать в войну, чтобы предупреждать более широкие последствия, а вместе с тем и поддерживать международное равновесие.

На все такие справедливые войны Российская Армия неизменно получала благословение от Архипастырей и Святителей Церкви, а ее вожди и офицеры шли в бой со спокойной христианской совестью. И в самом деле, русские офицеры храбро сражались не для уничтожения противника, захватов и присвоения его земли, не для грабежа, не для личной славы и чести (или грудь в крестах или голова в кустах), но для защиты ВЕРЫ, ЦАРЯ и ОТЕЧЕСТВА.

Вот несколько ярких исторических примеров, когда Первосвятители благословляли русские рати на бранный бой:

Блаженный Митрополит Киевский КИРИЛЛ II, после покорения татарами Руси и разрушения ими Киева, 30 лет беспрерывно объезжал разгромленные города и веси, поучал и просвещал свою паству в вере Христовой, побуждал ее к восстановлению разрушенных и оскверненных храмов и мужественно укреплял князей и народ в сопротивлении и стойкой борьбе с врагами веры и отечества.

Также митрополиты Петр, Алексий и Иона - продолжали оказывать большую помощь Великим Князьям своими мудрыми советами и горячими молитвами к Богу.

На последнюю и решительную битву с теми же татарами Вел. Князь Дмитрий Донской получил благословение от дивного Святого Угодника Божия Сергия Радонежского.

В эпоху Смутного времени (начало 17 века), Святитель ГЕРМОГЕН Патриарх Московский и Всея Руси, не только благословил войну против польско-католического нашествия, но и вдохновлял и укреплял народ и воинство на подвиги в борьбе с коварным врагом, от которого и принял мученическую кончину.

НИКОН, Патриарх Московский, благословив Царя Алексия Михайловича на борьбу с поляками и литовцами, стал сам во главе управления Государством.

Император ПЕТР ВЕЛИКИЙ, российский Преобразователь и первый либерал, в своих делах часто прибегал к духовной помощи и поддержке Православной Церкви, а его дружба со Святителем Митрофаном Воронежским, является историческим фактом.

Российские Государи: ПАВЕЛ I-й, АЛЕКСАНДР I-й Благословенный и все другие, включая Святого Царя Мученика НИКОЛАЯ II-го, не начинали военных действий против врагов России без совета, молитв и благословений наших Святителей и Митрополитов, для чего они отправлялись в монастыри и пустыни к таким великим Подвижникам, как Св. Серафиму, Саровскому Чудотворцу, Св. Св. Иоасафу Белгородкому, Питириму Тамбовскому, Феофану Затворнику, Св. Иоанну Кронштадскому и др.

Но не только одни Цари русские прибегали к помощи Церкви Божией, но и вожди, и рядовые офицеры и солдаты.

Каждый полк Российской Армии имел освященное Церковью ЗНАМЯ (или ШТАНДАРТ), свою церковь (и походную) и постоянного священника.

Перед походом или боями, везде служились напутственные молебны с соответствующими словами духовных пастырей, с раздачей нательных крестов, икон и религиозной литературы.

Этим, прежде всего и больше всего объясняется тот факт, что воины, ведомые Российским войском, не отличались бессмысленным истреблением противника, насилиями и грабежами.

Военная история знает много примеров, - когда после гибели офицеров, полковые священники, высоко подняв Св. Крест, шли, открыто впереди полка на врага. Бывали, ранены и убиты на тех же полях битв, на которых они бесстрашно увлекали за собою роты и батальоны.

Всякая война есть человеческое зло и бедствие, потушить которое может действеннее лишь христолюбивое воинство, а не безбожные и морально не воспитанные орды, с их самозванными, эгоистическими и беспринципными вождями.

Как же отразилось на рядовом офицерстве восприятие им духовных и религиозных ценностей, впитываемых еще с молоком матери?

Люди, их дела, их общественно-государственная жизнь, равно как и все в мире познается и определяется путем сравнения, которое ныне и показывает высокие качества Российского офицерства.

Абсолютное только ТВОРЕЦ МИРА, ГОСПОДЬ БОГ, который по слову пророка: «КРЕПОК, ВЛАСТИТЕЛЬ, НАЧАЛЬНИК МИРА и ОТЕЦ БУДУЩЕГО ВЕКА».

Основным критерием в оценке людей является исключительно их духовно-моральное состояние, которое ярче всего выражается в исполнении ими нравственных законов, в отношении к ближнему и в служении общему делу - благу.

Всевозможные критики национальной России, заграничные и свои отечественные, называли наше государство милитаристическим и агрессивным, подразумевая под этим наличие в нем хорошо обученного и дисциплинированного кадра, и ему приписывали решающую роль в управлении и политике страны, которая, якобы, была направлена лишь к захватам чужих земель и народов. Но если мы бы сравнили РОССИЮ с США, то увидели что эта демократическая страна за всю свою историю беспрерывно, с перерывами всего на несколько лет, вела с экономическими целями войны в Центральной Америке, Африке, Азии и Европе. Посмотрите на историю Испании, Португалии и других европейских государств. Какие у них были цели - главным образом с целью экономического обогащения. Как же можно бросать обвинения России в милитаризме, ведшей почти всегда оборонительные войны против захватчиков с востока и запада?

Российский офицерский Корпус всегда был внушительным в качественном отношении и под руководством его Российская Армия почти всегда громила врага. Понятно, что г.г. русофобы ненавидели офицерство. Многие из этих врагов были мало верующими или антихристианами, имевшими далеко идущие планы по построению «рая на земле» без ХРИСТА и ЦАРЯ.

Вместе с тем, в опровержение этого мнения, должно признать, что русский офицер всегда стоял вне политики. Это была его многовековая традиция, принявшая форму и силу закона.

Веками воспитывавшийся корпус Русского офицерства в православно-национальном духе, представлял из себя духовно-спаянный Корпус, взявший в себя лучшие элементы своего народа, - Корпус защитников своей Родины, горячих патриотов, высокого духа и отличной подготовки.

Вступая в Корпус, каждый офицер присягал на верность службы своему Отечеству и законной власти, возглавляемой Царем или Императором, и должен был защищать их, не щадя своей жизни.

Российская Армия не знала измен, трусости и дезертирства.

Сотни и сотни тысяч офицеров Положили свои жизни на Алтарь защиты Православия и Отечества.

Эти жертвы - неоценимы!

«Положить живот свой за други своя», или - «мертвые срама не имут» - вот идеалы офицера!

Жертвы эти во всех войнах неизменно выше общенародных. Но сами офицеры не сетовали на это условие русской национальной жизни, считая это законным и неизбежным. Вместе с тем они не афишировали ни своей спасительной роли для отечества, ни исключительного геройства. Жертвенность русских вождей примечательна еще с древних времен, послуживших примером Российскому офицеру.

Героический поход объединенных ратей кн. Игоря Святославовича против Половцев, хотя и окончился трагически, но психологически он подготовил будущую славную победу кн. Святослава Киевского над теми же половцами.

Не меньшие жертвы понесло Русское войско в битве с Батыем на р. Калке в 1224 г., да и с Куликовского поля в 1380 году вернулось очень мало тысяцких и сотских.

Борьба с татарами, продолжавшаяся около 300 лет, стоила бесчисленных жертв, особенно в командном составе, но закончилась она полной победой русского духа и оружия. Надо признать, что это была святая и спасительная жертва русских патриотов, приносимая на алтарь Православной Церкви и Отечества.

В конце 16-го и в начале 17-го веков, наше отечество было спасено усилиями и жертвами Вождей во главе с кн. Димитрием Пожарским, спасшим Москву от поляков. В эпоху царствования Императора Петра Великого и Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II, Российское воинство, предводимое знаменитыми полководцами и славными офицерами в многократных битвах со шведами, турками, поляками, немцами и разными коалициями, не только отстояли независимость и честь своего отечества, но дало бесчисленное множество примеров истинного мужества, храбрости и героизма. Суворов и его ЧУДО-БОГАТЫРИ показали их несравненные боевые подвиги всему миру.

Одоление Наполеоновских легионов в начале XIX столетия, считающихся непобедимыми, - есть тоже заслуга героев - начальников и офицеров Русской Армии. Одна Бородинская битва дала множество жертв офицерского Корпуса. А защита Севастополя от коалиции западноевропейских государств во главе с Англией, - явила пример, неподражаемый в истории.

Дальше, - Кавказские войны, Балканские - Порт Артур! Это же жертвенный подвиг нашего патриотического офицерства, всюду и везде бесповоротно отдававшего свои жизни за честь спасения Православия и Родины!

Нет основания замалчивать и стыдиться результатов I-й Мировой войны.

В невероятно сложных и тяжелых международных политических и стратегических условиях Российская Императорская Армия, ведомая отличным офицерским составом, неоднократно наносила серьезные удары противникам.

Пока наши союзники в течение почти 3-х лет оборонялись и отсиживались на укрепленных позициях, одна наша армия вела активную борьбу и жертвовала своими офицерами и здесь показавшими и доказавшими свое высокое боевое качество.

И близка уже была победа, но, увы!…

Российская смута погубила все: и нашу доблестную армию, и нашу тысячелетнюю Россию, а для офицерского Корпуса наступила Голгофа: унижения, мучения и смерть!

Темные силы, завлеченные врагами на Россию, учинили нашему славному и геройскому офицерству истинную Голгофу.

Преступный элемент страны, во главе с Лениным, Троцким, Зиновьевым, Каменевым и Ко, стремился повсюду уничтожить славных защитников Родины - офицеров! Их избивали, срывали погоны, мучили, топили в топках и морях, гноили в тюрьмах…

Большевистские и пробольшевистские главари подкупили латышские полки, вербовали китайские босяцкие отряды и повели их против национальной России и ее защитников - офицеров.

Но, не умерла офицерская честь: как светоч зажглись сердца ген. Алексеева, Корнилова, Каледина, Деникина, Колчака, Юденича, Миллера, Дутова и Врангеля и др., и к этим светочам устремились Российские офицеры для спасения Родины.

Свыше 3-х лет длилась напряженная и героическая борьба БЕЛЫХ АРМИЙ за спасение Отчизны. Борьба была не равная. Несознательные, обманутые большевиками элементы русского народа не поддержали титанов Белой Борьбы, главным образом материально - боевыми средствами.

Эти средства иссякли, а живые силы истекали кровью. Большая часть офицерского Корпуса Российской Императорской Армии погибла в отчаянной и жертвенной Белой Борьбе за спасение своей ЦЕРКВИ И РОДИНЫ! О, поле, поле!

Кто тебя усеял мертвыми костями?!

На необъятных просторах некогда Великой России лежат в земле или разбросаны еще и по сей день в степях кости Российских Рыцарей долга и чести - славных офицеров Российской ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ!

Спите, орлы боевые,

Спите с покойной душой,

Вы заслужили, родные,

СЛАВУ и ВЕЧНЫЙ ПОКОЙ!

Прот. П.И.С.

"Верность"

Восхождение к вершинам той великой культуры наследниками, которой мы с Вами являемся, началось для России и русского народа с благой евангельской вести. Именно в Православном учении о воскресении, спасении и бессмертии души заключена природа государственности и культуры России, её духовной и военной мощи. Тысячелетняя Россия, её государственная и военная организации, её великая культура стоят на духовном фундаменте православия.

Тему о духовной основе воинской культуры России можно было бы исчерпать одной фразой: «православие – духовная основа всей, в том числе и воинской, культуры России». Это будет правильно, но недостаточно. И не потому, что многие мои оппоненты считают подобные взгляды вздорными.

Это необходимо и потому, что многие порядочные, честные люди, в т.ч. и в педагогической среде, не готовы воспринимать или хотя бы попытаться понять подобные утверждения в силу разрыва связи времен и длительного изучения фальсифицированной истории и, как следствие, отсутствия необходимых знаний. Мы долго жили в атмосфере большой лжи, а поэтому приходиться говорить об очевидных истинах и хотя бы минимально аргументировать их.

Любая культура, в т.ч. и воинская, существует на основе духовных и материальных ценностей. Материальные основы воинской культуры России имеют огромное значение и заслуживают отдельного серьезного разговора. Сегодня важно сосредоточиться на её духовных основах, обратится к истокам духовной мощи и непобедимости русского воинства. Это необходимо для того, чтобы:

1. Противостоять духовной агрессии, осуществляемой сегодня против духовной устоев и традиций русского народа, других народов России, против традиции служения Отечеству, в т.ч. и воинского.

2. Восстановить связь времен и возродить духовные основы военной культуры России и, прежде всего, духовно-нравственного воспитания её воинов.

3. Противостоять острейшему духовно-нравственному кризису, в котором оказались сегодня народы, общество и Вооруженные силы России.

4. Своевременно и адекватно реагировать на изменение характера современной войны, сил, средств и способов ее ведения, в т.ч. в духовно-нравственной и информационно-психологической сферах и д.т.

Воинская культура России имеет те же самые духовно-нравственные основы, что и вся культура России — это православие, самобытная культура русского народа, а также национально-культурные основы и особенности многих других народов России. При этом необходимо подчеркнуть, что именно православие и Русская Православная Церковь сыграли определяющую роль в становлении, развитии и сохранении российской государственности и военной организации России. За этим утверждением стоит историческая правда, огромный исторический и уникальный опыт, которым обладают немногие народы и страны.

Православная вера, объединение вокруг идеалов православия, сохранение и защита единого православного Отечества, стремление к внутреннему духовному самосовершенствованию – вот столпы, на которых возрастали Святая Русь, Россия и ее воинство. Триединая история распространения православия, развития Церкви, становления Армии и Государства, это и есть собственно история становления России как Великой Державы.

Более чем тысячелетнее благотворное воздействие православия взрастило в нашем народе и его защитниках высокую мораль беззаветного служения и подвижничества во имя Веры и Отечества, не истребленную и поныне идею государственно-патриотического и воинского долга перед Россией. Даже в годы государственного атеизма и богоборчества наши соотечественники, часто неосознанно, поступали в соответствии с православной моралью, которая считает воинское служение, защиту Отечества «святым делом». Важно заметить, что это мнение разделяют большинство мусульман и представителей других религий и народов России, веками плечом к плечу вместе с русским народом и православными воинами строивших и защищавших наше общее Отечество.

Мало кто оспаривает, что российское воинство на протяжении всей своей истории было сильно одухотворенностью, моральной стойкостью, любовью к Отечеству, верностью Воинскому Долгу, Доблестью, Честью и Мужеством, но не все понимают, что истоки этих прекрасных и высоких морально-боевых качеств воинов России восходят к православию. Как замечательно сформулировал Иван Александрович Ильин: «…Православное учение о бессмертии личной души, о повиновении высшим властям за совесть, о христианском терпении и об отдаче жизни «за други своя» – дало русской армии все источники ее рыцарственного, лично-бесстрашного, беззаветно послушного и все преодолевающего духа, развернутого в ее исторических войнах…».

Благодаря духовному преимуществу наши воины одерживали победы, изумлявшие даже врагов. «Дайте мне русских солдат, и я с ними завоюю весь свет. …Русских солдат можно уничтожить, но не победить», — заявлял Наполеон. «Русского солдата мало убить, его еще и мертвого надо повалить, чтобы пройти там, где он стоял», — говорил Фридрих II. Красноречивые признания, которые указывают на духовное преимущество русских воинов, но нечего не говорят о его истоках.

Если проанализировать лучшие морально-боевые качества наших воинов (а в России при необходимости воином становился каждый), признаваемые всеми и составляющие их преимущество, то истоки этих качеств мы неизменно обнаружим в высоком духовном смысле воинского служения и в высшей духовной мотивации воинской службы русских солдат, матросов, офицеров и генералов России. И обязательно убедимся, что главнейшими истоками их духовных сил всегда были православная вера и любовь к Отечеству, освящаемая этой Верой. И это самое главное!

Наша Церковь изначально рассматривала Русь, Россию как Божий дом, находящийся под особым покровом Богородицы и учила, что защищать Россию означает защищать православие, дом и дело Богородицы и самого Бога. Так в русских воинах и во всех народах русских земель воспитывалось чувство долга и личной ответственности за защиту Отечества, которое одновременно являлось и чувством долга и ответственности перед Богом. В этом заключена огромная духоподъёмная сила православия.

Исповедуя учение Иисуса Христа о спасении, православный воин знает, что защита Отечества — это богоугодное дело, и если придется погибнуть, то это будет во имя святого Божьего дела. Когда наши воины шли в бой их мало смущало превосходство противника, ибо со времен Александра Невского они руководствовались девизом: «Не в силе Бог, а в правде!».

Воспитанный на православной идее неизбежности победы сил Добра над силами вселенского зла, русский солдат уверен в окончательной победе над любым врагом. Готовность к самопожертвованию во имя Отечества у него в крови, т.к. идеи защиты православия и защиты России связаны в его сознании воедино, и он всегда готов встать на защиту Отечества, ибо считает его оплотом православия, которое надлежит защищать не жалея собственной жизни.

Не случайно Церковь дала русскому воинству название «христолюбивое». Это название указывает на то, что воины России впитали в себя православную веру и православные нормы поведения. Это, с одной стороны, вера в Бога, уверенность в его помощи, покорность и доверие ему своей личной судьбы, а с другой, это православный оптимизм, христианское великодушие, милосердное и доброжелательное отношение даже к обидчику, побежденному и плененному врагу. Надо сказать, что были и со стороны наших воинов не единичные случаи мародерства, надругательств, но это не носило массового характера и всегда осуждалось не только законами государства, но и духовными законами общества.

Сила православного христианского воинства России всегда была в исполнении заповеди Спасителя: «больше сея любове никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин 15, 13). Именно сила этой жертвенной любви обеспечивала русским воинам помощь Божию в бою и даровала многие Победы. И сегодня боевое братство, готовность жертвовать собой за товарища остается особым отличием воинов России. Десантники 6-й роты, десятилетие подвига которых мы неприлично скромно отметили в 2010 г., сознательно жертвовали собой «за други своя» сражаясь с двухтысячной бандой озверелых профессиональных боевиков.

Более шестисот тридцати лет назад Русь, казалось, практически погибала от духовного и физического порабощения. Но за неё молился преподобный Сергий Радонежский. Усилиями Святителя Алексия I был воспитан в православной вере и вырос патриотом Земли Русской молодой московский князь Дмитрий Иоаннович. Православный стержень духовности и самосознания русского народа не был сломлен и он исподволь собирал свои моральные и духовные силы, а князь Дмитрий готовил и собирал воинов, дружины и полки.

Летом 1380 года огромная орда Мамая выступила «последним походом» на Москву. В нее входила разноплеменная конница, лучшая в Европе наемная генуэзская пехота, отряды польской шляхты, крымских татар и др. Попутно следует заметить, что поволжских татар (казанцев) в войске Мамая практически не было, а вот союзниками русских полков были волжские и сибирские татары, особенно много их было в русской коннице. Это замечание для тех, кто стесняется говорить о победе на поле Куликовом, под предлогом, что это может оскорбить наших соотечественников татар. Эти опасения антиисторичны.

Но кто бы ни был в войске Мамая, оно было огромно и сильно. Над будущим нашего Отечества нависла смертельная угроза. Как православный христианин князь Дмитрий поспешил в Троицкий монастырь (ныне Свято-Троицкая Лавра) к его основателю игумену Земли Русской преподобному Сергию Радонежскому, который благословил князя: «Единением и любовью спасемся…, …Иди, княже, на безбожников смело, без колебаний, и победишь».

Битва была ожесточенной. Орда Мамая была разгромлена, а предварялось это величайшим подъемом духовных и патриотических чувств русских людей всех слоев и, невиданным ранее, воодушевлением русского воинства. Войско князя Дмитрия шло на битву за Землю Русскую, за Русь Святую, за Веру православную, с верой в Божью помощью и потому победило многочисленное и хорошо подготовленное войско Мамая. Это была, прежде всего, духовная, моральная победа, подорвавшая могущество Золотой Орды.

Русское войско вернулось в Москву с величайшей славой. Как неоднократно было подчеркнуто историками, выступали на битву с Мамаем отдельные полки и отряды разных русских земель и княжеств, а вернулись они с поля Куликова единым русским войском. Это известные факты, истинность которых доказана многими историческими свидетельствами, но сегодня на них часто покушаются и видимо есть смысл их напомнить.

Битва на Куликовом поле 9 августа 1380 г. убедительно свидетельствует, что в основании наиболее выдающихся и имеющих особое историческое значение побед русского воинства лежат православие и воспитанная им любовь к Отечеству – Патриотизм с большой буквы. В сознании народов России эти понятия слиты воедино, и в этом неодолимая духовная мощь воинов России.

Велико значение победы на Поле Куликовом, но её нельзя представить без предшествующих побед Александра Невского, ибо истоки этих побед берут свое начало из одного родника — православия. Сформулированный св. блгв. кн. Александром Невским в 1240 г., уже упомянутый девиз: «Не в силе Бог, а в правде!» стал ведущей моральной установкой для воинов России на многие века. А через два года, в 1242 г., перед сражением на Чудском озере, великий князь Александр сказал: «Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет».

Это выражение Князя является производным от слов Иисуса, адресованных им Петру: «все взявшие меч, мечем и погибнут» (Евангелие от Матфея, 24, 52). Эти слова Иисуса Христа указывают, что против зла следует решительно бороться, не страшась применить оружие. Они дают духовное обоснование святости воинского служения Отечеству и ответ лицемерам, которые, ссылаясь на заповедь «Не убий!» отказываются защищать Россию.

Всматриваясь в историю России, в деяния ее устроителей и защитников, мы видим не только духовную и нравственную силу православия, но и его огромное объединяющее и организующее значение для становления российской государственности, формирования и воспитания важнейших государственных институтов и в первую очередь вооруженных сил.

Именно православие и Церковь сформулировали высший смысл ратного служения и воинского подвига: «За Русь Святую! За Веру православную!», которая с веками превратилась в чеканную триединую формулировку: «За Веру, Царя и Отечество!». Когда была разрушено это триединство, порушена православная вера, отвержен православный Государь-Император, то и Отечество не устояло — Россия пала. Жертвы, понесенные нашим народом в гражданской войне с обеих сторон были, за очень малым исключением, по большей степени напрасными и богопротивными, но это тема отдельного разговора.

В Смутное время грамоты патриарха Московского и Всея Руси Ермогена (1530-1612), поднимали русский народ на борьбу с иноземцами и предателями. Как и во времена Куликовского сражения, православие и Церковь вновь выступили силой мобилизующей народное сопротивление. Победа русского ополчения под водительством князя Пожарского и гражданина Минина над многочисленным и сильным врагом предварялась и сопровождалась мощным духовным подъемом народа и воинства. Как заметил русский историк В. Ключевский: «Когда государство, потеряв свой центр, стало распадаться на составные части, когда изнемогли политические силы, начинают пробуждаться силы религиозные и национальные, которые пошли на выручку гибнущей земли».

Исключительным примером опоры на духовную мощи российского воинства является А. В. Суворов и его «Наука побеждать». Все приказы и наставления Суворова проникнуты глубокой Верой: « Чудо, богатыри! Бог нас водит: — Он нам Генерал!»; «Помилуй Бог! Мы русские, — Богу помолимся: Он нам и помощник»; «Мы русские, с нами Бог!»; «Дух укрепляй в вере отеческой православной; безверное войско учить, что железо перегорелое точить». Молитвами готовил он свои войска к сражениям, во всех блистательно побеждал и всегда при этом утверждал, что всякая его победа есть дар от Бога.

Сама мысль взять крепость Измаил считалась безумной всеми, но только не Суворовым. Отработав действия войск на макете крепости, Суворов приказал: «Сегодня молиться, завтра поститься, послезавтра победа или смерть!». Совершив молебен, войска приступили к штурму. Впереди шел священник с крестом. Крепость пала. Участники штурма, глядя при дневном свете, куда они с боем, под огнем взобрались, искренне изумлялись, как это им удалось.

Ярчайший образец победы духа над физическими возможностями человека Альпийский поход Суворова. Ни одна армия, ни один полководец не совершили ничего подобного. Генерал Массена, который пытался запереть Суворова в Альпах, уже став одним из лучших маршалов Наполеона, говорил, что «отдал бы все свои походы за один Швейцарский поход Суворова». Сам генералиссимус считал, что только несокрушимая вера в Божий промысел, помогла ему и войску совершить невозможное для обычного человека. «Один десятерых своею силою не одолеешь, помощь Божия нужна!…», неоднократно говорил он.

Источник суворовского гения в уповании на Бога, в несокрушимости его православной веры, его духовных сил и принципов.

Убедителен и пример праведного воина Федора Ушакова, адмирала флота Российского, не проигравшего ни одного из 43-х, проведенных им морских сражений, в большинстве которых противник численно его превосходил. Корабли Ушакова носили имена христианских святых, на них был установлен монастырских порядок, а, напутствуя экипажи перед боем, он говорил: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!». Ни один корабль под его командованием не был потерян, ни один моряк не попал в плен.

Православная идея была главной в обращении императора Александра I к русскому народу в 1812 г.: «Да встретит враг в каждом военном Пожарского, в каждом гражданине Минина, в каждом духовном Палицына», — призвал народ Государь. Простое и ясное обращение к главному идеалу русского народа, Богу и Правде дало небывалый всплеск патриотизма. Шестисоттысячная армия захватчиков была измотана, истощена всенародным сопротивлением, разгромлена и с позором изгнана из пределов России, сам Наполеон чудом избежал плена.

Патриотизм в самой сути православия, которое призывает любить земное Отечество и считает это исполнением заповеди Христа «возлюби ближнего, как самого себя». Православная Церковь трактует патриотизм как духовное свойство и проявление божественной природы в человеке и обществе. «Служа Отечеству, мы этим самым служим Богу…», — проповедовал святитель Феофан Затворник.

Не случайно в годы Великой Отечественной войны были востребованы образы великих русских святых и полководцев А.Невского, Д.Донского, А.Суворова, М.Кутузова, Ф.Ушакова и др. И не случайно после многих лет гонений были возвращены из лагерей священнослужители, открыты Храмы и восстановлена деятельность Русской Православной Церкви. Только обращение к великому прошлому, к образу Святой Руси и ее святым смогло в нашей официально атеистической стране всколыхнуть, поднять и объединить все слои общества на всенародную борьбу с врагом. Советский Союз выстоял, несмотря на полное превосходство гитлеровских полчищ в начальный период войны, прежде всего, потому, что народ сохранил внутреннею готовность защищать Отечество. Перед лицом смертельной угрозы объединились люди разных взглядов и убеждений, у них была одна Россия и они ее защищали вместе.

Как ни больно об этом говорить, но сегодня над многими духовными ценностями, которые на протяжении веков были основополагающими в жизни народов России, нависла реальная угроза их утраты. Коснулось это и отношения к идее ратного служения Отечеству, к воинской службе и Вооруженным силам, которое становится всё более негативным. Мы стоим перед перспективой полного уничтожения духовной основы воинского служения Отечеству.

На протяжении многих веков духовная суть ратного дела в России подчеркивалась тем, что её армия, по сути своей, являлась лучшей жертвенной частью народа. Отношение к воинской службе, как священному долгу, уважение и любовь к армии и флоту, к ратным защитникам Отечества были частью образа мышления русского народа, других коренных народов России.

Через службу в армии и на флоте они осознавали себя гражданами и защитниками России, вырабатывали в себе чувство воинского долга и понимание личной ответственности за её судьбу Отечества, сопричастности и полного слияния с её прошлым, настоящим и будущим. Так происходило из века в век. Если это исчезнет, армия престанет быть Армией с большой буквы, частицей своего народа, оплотом российской государственности, а превратиться в организацию вооруженных людей, объединяемых далеко не духовными целями. Думаю, что именно это может стать необратимой трагедией для России, трагедией, последствия которой не смогут ликвидировать никакие успехи в экономике, науке, культуре и образовании.

Сегодня модно говорить о поиске общероссийской национальной идеи. Те, кто ее ищут, забывают, что в России она давно существует, как минимум тысячу лет. Русский философ Вл. Соловьев утверждал, что нашей национальной идеей является святость – устремление к внутреннему духовному совершенству.

Православное христианство в России одновременно и суть, и путь обретения каждым верующим человеком и всем народом такого внутреннего духовного совершенства. Поэтому мы и смеем утверждать, что, несмотря на все гонения, духовно-нравственные идеалы православия, вот уже более тысячи лет есть истинная общенациональная идея России.

История доказала, что в России нет будущего у мировоззрения, лишенного духовности, нравственности и совести. С этим столкнулись т.н. «реформаторы России» в 90-х гг. прошлого столетия. Они, как и первые российские социал-демократы, находились вне общенародных и, конечно, вне православных нравственных ценностей. Судьба человека, человеческая цена реформ их не интересовала и не беспокоила. Для них понятия «совесть, стыд, грех, духовность, честность, нравственность, справедливость и т.п.» – не более чем абстракции и химеры, не заслуживающие их «высокообразованного» внимания.

Сегодня, как результат их «реформаторской», а, по сути, сознательно разрушительной, деятельности в умах, делах, и, что намного страшнее, в душах и чувствах многих наших соотечественников господствует разруха. Отсутствие духовного начала разрушает не только самого современного человека, но и все вокруг него. Отсутствие совести, постоянная ложь, лицемерие, притворство, прекраснодушное лукавство одних «реформаторов», наглость, хамство, обман, мошенничество, стяжательство, несправедливость других, возведенные под видом либерально-демократических идей в ранг общественных, государственных и даже «общечеловеческих» ценностей – вот первопричина всех нестроений, происходящих сегодня в России, в т.ч. и в Вооружённых силах.

Сегодня Русская Православная Церковь вместе с другими традиционными религиям и конфессиями, выступают как коллективные хранители духовной и культурной памяти народов России, их веры, духовности и исторических традиций. Это позволяет утверждать, что в современной России православные идеалы – Любви, Совести, Правды, Справедливости, Добра, Долга, Чести, трудового и воинского служения Отечеству — могут сплотить Россию, стать основой ее внешней и внутренней политики, основой возрождения Великой Российской Державы, ее Армии и Флота.

Это не утопия! Высоконравственную государственную политику поймет и подержит большинство нашего народа. Духовно-нравственная политика государства воодушевит воинов Армии и Флота на самоотверженное и бескорыстное служение Отечеству. Именно ясной, чистой и нравственной политики ждут от России многие народы самых разных стран и континентов. Именно такая, нравственная, государственная политика России будет правильно понята и уважаема друзьями, равно как и недругами.

Всё это реально достижимо на пути к православию. Его духовно-нравственные идеи, несмотря на десятилетия безбожия и гонений, и ныне воспринимаются большинством русских людей на генетическом уровне. Воспитанные православием высокие нравственные качества и сегодня ещё живут в сердцах народов России, в т.ч. и другого вероисповедания. История вновь распорядилась так, что в наши дни, как и века назад, только православие противостоит духовному кризису России и её Вооруженных сил во всей полноте. Наша Церковь и сегодня возвышает воинское служение, защиту Отечества до служения Богу. Решением Святейшего Синода в литургию включена молитва российском воинстве. Ни о каком другом институте государства Церковь персонально не молится. православная вера и сегодня является надежным духовно- нравственным фундаментом всего бытия России, она сохранила для этого историю, традиции, внутреннюю нравственную чистоту, силу и правду.

Православие главное наше духовное оружие, которое делало нас непобедимыми в прошлых сражениях, оно поможет нам и сегодня устоять и победить в любой будущей войне. Это очень важно, ибо всё очевидней становится, что война неуклонно меняет свое лицо. С появлением принципиально новых сил и средств ведения войны, в т.ч. информационного, психологического и иного характера, наступает время, когда основным содержанием войны все больше становится, и скоро, видимо, станет, противоборство в духовной, нематериальной сфере, когда победа в войне будет достигаться за счет духовно-нравственного превосходства, психологической стойкости одной из сторон.

Имеется в виду не психологическое превосходство, достигнутое в ходе тренировок на основе специальных методик (такая подготовка тоже нужна), а полное психологическое превосходство духовно-нравственного характера, на основе глубокого осознания правоты своего воинского служения Отечеству, на основе понимания, что твое дело освящено Божьим Промыслом.
Сокровищница воинской культуры России неисчерпаемо богата. Ее духовно-нравственные основы нами мало изучены и таят в себе удивительные откровения и находки. Поэтому так важно изучать духовное и культурное наследие наших мудрых предков, которые построили и защитили Великую Россию, оставили нам в наследство православную веру, славную историю и традиции высокой воинской культуры – Чести, Доблести, Мужества, Долга, бескорыстного и жертвенного воинского служения Отечеству, нашей Великой Державе — России. Наш священный долг быть достойными прошлого России и сделать всё для обеспечения ее достойного будущего!

Генерал-майор Александр Владимирович ЧЕРКАСОВ,
доцент, кандидат военных наук, профессор Военного университета МО РФ,

Из доклада на VII ежегодной Межрегиональной научно-практической конференции: «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе»