Конспект сюжетно - ролевой игры в подготовительной группе. Организация игры в старшей и подготовительной группах Сюжетные игры в подготовительной группе детского сада

Развитие детей любого возраста должно быть гармоничным и затрагивать важнейшие направления формирования личности: физическое, умственное, творческое и социальное. Воспитанники детского сада следуют этому курсу благодаря специальной программе обучения. Перед тем как сделать важный шаг в направлении школы, им предстоит пройти ещё немалый путь для приобретения основных навыков общения в разных жизненных ситуациях. Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группе детского сада как нельзя лучше отвечают потребностям ребят в социальном формировании.

Считается, что игра – это основной метод обучения дошкольников. Действительно, уже не домашние малыши, но ещё не первоклассники, они интуитивно стремятся к познанию мира через знакомый им инструмент. Следует отличать легкомысленные забавы от обучающих занятий, направленных на развитие ребят. И первые, и вторые должны присутствовать в жизни детей, при этом исключительно важно, чтобы воспитатель умел правильно их сочетать и планировать.

«Дочки-матери», «больница» и многие другие знакомые названия забав – это примеры сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе детсада. Они направлены на формирование здоровой и стабильной социальной составляющей в общей системе развития дошкольника. Малыш растёт, и на своём пути встречает все больше новых ситуаций: посещение поликлиники, поход в гости, встреча в кафе. При этом часто общение развивается по определенному сценарию. Своеобразная репетиция действа помогает ребёнку подготовиться к новым эмоциям и переживаниям.

Растём и узнаём новое

Подготовленные театрализованные занятия с использованием ролей и сюжетов позволяют достичь воспитателю ряд целей.

  • Изучать и собирать наблюдения по поводу темперамента воспитанника и его социальных задатков.
  • Познакомить ребят с несколькими вариантами развития действия в ежедневных ситуациях, рассказать о существовании норм общения и так называемых шаблонов.
  • Научить дошкольников уважению правил и толерантности.
  • Подготовить воспитанников к первым самостоятельным шагам в обществе, позволив примерить на себя разные поведенческие роли.
  • Стимулировать развитие речи и воображения.
  • Поощрять работу в коллективе.
  • Скорректировать вовремя возникающие отклонения от общепринятых норм общения: пресечь агрессию, излишнюю жестикуляцию, помочь при стеснительности и т.д.

Виды сюжетов театрализованных дошкольных занятий

При помощи сюжетных постановок воспитанники детского сада приобретают основные знания об их будущем быте. Их можно назвать «школой жизни». Так, воспитатели подбирают сюжеты, близкие к пониманию малыша 4-5 лет.

  1. Бытовые домашние сюжеты охватывают следующие темы: «семья», «празднование дня рождения» и пр. Они связаны с повседневной жизнью дошкольника и взрослого, и призваны моделировать комфортные отношения между близкими людьми – родителями, родственниками, братьями и сёстрами.
  2. Сюжеты сценок «поход в библиотеку», «школа», «осмотр в поликлинике» связаны с взаимодействием с окружающими людьми, выполняющими свои обязанности на работе. Например, разыгрывая сценку «больница», воспитанник не только приобретает знания о том, как вести себя на осмотре у доктора, но и наблюдает за его профессиональным поведением, получает знания об основной атрибутике врачей: белый халат, «слушалка» и пр. Разыгрывая сценку «парикмахерская», девочки могут попробовать себя в роли прекрасной феи, творящей чудеса. Сюжет «банк» позволит детям познакомиться с миром финансов, с рабочей атмосферой, покажет суть работы кассира и оператора. «Театр» полон интересных ролей как на сцене, так и за кулисами. Так ребята приобретают знания об основных профессиях.
  3. Сюжеты, вдохновлённые знакомыми всем воспитанникам мультипликационными фильмами. Среди популярных историй – «Ну, погоди!», «Маша и медведь» и другие.

В практику многих детских садов включено ведение специальных карточек сюжетно-ролевых игр. Они представляют собой план мероприятия, подробно описывающий:

  • необходимый инвентарь: книги, столовые приборы, техника;
  • интерьер пространства: фон, мебель, игрушки;
  • костюмы героев, одежда, маркирующая профессию: колпак повара, специальный фартук парикмахера и т.д.

Использование карточек направлено на предварительную тщательную подготовку к мероприятию как со стороны воспитателей, так и со стороны дошкольников. Близкое знакомство с воспитанниками и уже накопленные наблюдения относительно их предпочтений и вкусов позволяют организатору выбрать наиболее подходящие темы для конкретного года обучения.

Школьные годы чудесные

Среди самых популярных тем для сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе – школа. Воспитанники детского сада зачастую ориентируются на старших детей и стараются перенять их модель поведения. Так, дошкольник в душе является уже немного первоклассником, стремится им стать. Будущая роль его волнует и даже немного пугает неизвестностью. Правильная организация занятия позволит участникам почувствовать себя уверенно в следующем своём амплуа, и понять идею взаимоотношений между учеником и учителем.

Подготовка к игре «Школа»

К школьному антуражу можно отнести всю ученическую атрибутику: доску, парты, линейки, ручки, карандаши, тетради, рюкзаки, указка и, конечно, школьный звонок. Подбор костюмов может ограничиться имитацией деловой одежды для учителя и белыми бантиками у девочек-учениц.

Для подготовки к игре желательно посетить с группой одну из школ (с разрешения директора) и понаблюдать за событиями в классах, в коридорах на перемене, в буфете. Можно дополнить полученные знания чтением книг о школе и прослушиванием соответствующих песен («Вместе весело шагать по просторам», «Школьные годы чудесные» и пр.).

В качестве сюжета воспитатель может выбрать ряд маленьких сценок на различных уроках: русский язык, математика, физическая культура. Звонок означает завершение одной сценки и переход к следующей (после перемены, разумеется). Важно соблюдать последовательность диалогов, дать возможность каждому участнику разыграть роль спокойно и в полной мере.

Чтение – вот лучшее учение

Логическим продолжением школьной темы послужит сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Как и предыдущий вариант, в подготовительной группе детского сада её встречают с большим энтузиазмом, особенно если подготовка к ней включает посещение Дома книги.

Занятие призвано сформировать у воспитанников интерес к книге и бережное отношение к ней, а также познакомить детей с профессией библиотекаря.

Перед проведением игры «Библиотека»

Посещение Дворца книги станет волнующим событием для детей. Большинство городских библиотек организуют групповые посещения и отвечают интересующимся на их вопросы: как ухаживать за книгами, чтобы они служили долго, как содержать в логическом порядке большое количество книг и как быстро найти нужную? Воспитатели дополняют эту информацию основными правилами чтения книг: напоминают о запрете рвать и мять книги, рисовать в них, учат переворачивать правильно страницы. Важно дать детям возможность рассмотреть работу всех отделов библиотеки: гостиной, абонемента, читального зала и реставрационной мастерской.

Разумеется, после полученного вдохновения каждый воспитанник сам знает, какой инвентарь необходим для сцены – книги. Можно поставить 2-3 стеллажа и заполнить их книгами различной направленности. Следует также создать подобие абонемента и картотеку. Диалоги могут разыгрываться между библиотекарем и группой учеников, которые ищут книги для работы дома. Обратите внимание на главное правило поведения в библиотеке – соблюдение тишины. Переходите с детьми на шёпот в диалогах: это не только погрузит вас в атмосферу библиотеки, но и послужит полезным упражнением для артикуляционного аппарата детей.

Здесь здание здоровья

Большинство дошкольников уже знакомо с работой поликлиники, у многих уже сформировано личное отношение к ней. Гамма детских эмоций широка – от страха до любопытства, в зависимости от личного опыта. С уверенностью можно сказать, что профессии доктора и медицинской сестры интересует всех учеников подготовительной группы. На этом можно построить сюжетно-ролевую игру «Больница».

Страшно интересно

В данном случае посещение медицинского учреждения не планируется: достаточно завести воспитанников в кабинет медицинской сестры в самом детском саду. Многие из них уже были там на осмотре.

Обратите внимание дошкольников на врачебную атрибутику: белый халат сестры, стерильные приборы для осмотра пациентов, рабочий стол, календарь. Объясните важность профессии врача, однако, постарайтесь при этом сделать акцент на идее поддержания здоровья вместо лечения уже имеющихся заболеваний. Так атмосфера лекарского кабинета будет выглядеть не устрашающе, а дружелюбно.

Основная идея занятия заключается в воспитании терпеливого и внимательного отношения к вопросам здоровья. Детям необходимо дать понять, что забота о своём здоровье – часть ежедневной рутины.

Скажите «а-а-а», больной!

Сама сценка может представлять собой, например, диспансеризацию. Группа детей проходит осмотр у ряда врачей для поступления в школу. Роли для врачей: терапевт, стоматолог, хирург и офтальмолог. Не забудьте о присутствии медицинской сестры или медицинского брата. Помощник может записывать в карточку пациента важную информацию и ассистировать при осмотре.

Другой вариант сюжета – с куклой, поскольку роль больного лучше отвести неодушевленному предмету. Так группа детей может перевоплотиться в консилиум докторов, специализирующихся на конкретной проблеме, скажем, кашле. Участники могут предлагать пути избавления от неприятного недуга: полный покой, регулярное питье отвара из трав, приём сосательных таблеток и пр. Можете ввести в использование слова «пациент», «жалобы», «болит».

Пользуемся «Почтой»

С переносом большой части корреспонденции в виртуальный мир, сюжетно-ролевая игра «Почта» постепенно утрачивает актуальность. Однако она считается классической для работы в подготовительных группах детских садов. Интересна она, опять же, профессией. Работа почтальона окутана флёром романтики в глазах детей: во время работы можешь кататься на велосипеде и радовать людей хорошими новостями.

Прекрасно иллюстрирует работу почтового отделения стихотворение Маршака «Почта». Можно дополнить его чтение просмотром подходящих мультфильмов. А если районное почтовое отделение находится по соседству с детским садом, не поленитесь организовать групповое посещение: мальчишки и девчонки уже в состоянии понять цель работы приёмщика и сортировщика.

В качестве инвентаря для сценки подойдут конверты различного размера, почтовые марки, клей, а также картонные коробки, липкая лента и карточки для информации о посылке. В канцелярских магазинах предлагают почтовые штемпели, однако, его можно сделать самим из простой печати.

В ходе работы воспитанникам важно понять идею сортировки писем и организацию их пересылки. Познакомьте их с понятием индекса на базовом уровне.

Сюжеты для инсценировки могут быть различными: совместная подготовка письма к отправке, выемка писем работниками почты по указанию руководителя, сортировка печатной продукции по виду: газеты, журналы. Излюбленный сюжетный поворот у ребят – «Почтальон принёс посылку». Доставка письма или бандероли сопровождается приветствием, уточнением адреса, вручением посылки и просьбой о подписи. Можно использовать специально созданный своими руками почтовый ящик с указанным на нем именем и адресом.

Играем в «Банк»

Забава «Банк» также вызывает у дошкольников большой интерес. Для чего служат банки? Где и как хранятся деньги? Какие функции выполняют кассиры, операторы, менеджеры?

Для подготовки мероприятия необязательно отводить всю подготовительную группу в банк, достаточно провести разговор и обсуждение правил сюжетно-ролевой игры. Сосредоточьтесь на атрибутике: в ход пойдут компьютеры, телефоны, имитация банкомата, огромное разнообразие бланков, ручки и банковские карты. Деньги можно заменить соответствующими бумажками из настольной игры «Монополия». Роли можно распределить по желанию, как и конкретные задачи для решения. Кто-то интересуется, как получить наличные деньги в кассе, кто-то – как оплатить коммунальные расходы? У третьего участника карта застряла в банкомате. Попробуйте заинтересовать ребят и охватить весь спектр понятных им банковских операций.

Выбор костюма также важен. Для создания деловой атмосферы выберите галстуки, белые рубашки и типичные одинаковые шарфики на шею.

Сценка «Парикмахерская»

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» находит горячий отклик среди девочек подготовительной группы. Ещё бы! В салонах красоты предлагается огромный перечень услуг для поддержания красоты: маникюр, педикюр, укладка, массаж, плетение кос. Некоторые позиции из этого списка – излюбленные занятия представительниц прекрасного пола.

Действо знакомит участников с профессиями парикмахера, мастера по маникюру и педикюру, косметолога, а также администратора и уборщика.

Для подготовки к игре важно обзавестись удобными стульями и зеркалами, соответствующими каждому рабочему месту, а также инструментами и материалами. Для парикмахера это будет маленький столик с расческами различного размера, бигудями, феном, тарелочкой и кисточкой для окрашивания волос, полотенцем и шампунем. Конечно, не обойтись без ножниц!

Обратите внимание на безопасность «рабочего места» парикмахера: инструменты должны быть подходящими для детей. Лучше, если ножницы будут игрушечными.

Для работы мастера маникюра и педикюра понадобится удобный столик, который позволит клиенту и мастеру сесть друг напротив друга. На нём можно расположить лаки для ногтей различного цвета, специальную ванночку для ногтей и кремы.

Участники могут разделиться на клиентов, административный персонал и непосредственно мастеров. Вместе они могут составить прейскурант. Затем каждый в зависимости от роли заучивает основные слова: «длина волос», «пробор», «стиль», «стрижка», «бритьё», «форма ногтя» и пр.

Администратор – одна из ключевых ролей. Он встречает клиента, предлагает ему подождать мастера за чашечкой кофе или чая, рассмотреть журнал мод. После проведённой процедуры клиент проходит к администратору и оплачивает процедуру в кассе.

Играем в «Театр»

Новая тема для занятий – театральная жизнь – знакомит детей с профессией актёра, режиссера, сценариста, а также закрепляет основные представления о ходе спектаклей. Сюжетно-ролевая игра «театр» может быть знакома большинству воспитанников подготовительной группы детского сада: начиная с 2-3 лет, малыши уже посещают первые кукольные постановки, созданные для самых юных зрителей. Так дети получают основные знания о том, что есть сцена, билет и антракт.

Тем не менее важно рассказать участникам занятий о правилах поведения в театре: о приобретении билета, о соблюдении тишины во время просмотра постановки и о возможных действиях во время антракта. Среди новых для детей профессий – гардеробщик, буфетчик, организатор порядка в зале. По ту сторону кулис выбор ремёсел ещё более широкий. Для организации спектакля необходимо осветить сцену, провести звук, подготовить костюмы. Важна и роль ведущего, представляющего артистов и пьесу.

Подготовьте театральную атрибутику: занавес, одну сильную лампу, микрофон, шикарные костюмы для актёров. Гости в зале должны быть одеты подобающе: для антуража можно предложить вееры, перья, бинокли и программки.

Распределение ролей произойдет естественным образом: дети, склонные к публичным выступлениям, выберут профессию артиста, а более стеснительные мальчики и девочки – место «за кулисами» или в зрительном зале. При этом важна не сама постановка на вымышленной сцене, а слаженная работа всех участников.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Выбранный сюжет служит для закрепления знаний о родственных связях внутри семьи и об особенностях отношений между близкими людьми. У каждого воспитанника подготовительной группы уже сформировано своё представление о семье, к которому сюжетно-ролевая игра должна приблизиться или хотя бы не противоречить ему. Основные идеи, которые носит эта затея: напомнить о доверии, любви и понимании в семье, и показать на нейтральном примере обязанности каждого члена семьи. Важно дать понятие о взаимопомощи и заботе о близких.

Воспитатели часто прибегают к дроблению сюжета на 3-4 истории. Примеры сценок по теме «семья» приведены ниже.


Инструментарий для этой игры должен быть взят «из жизни», то есть все то, что окружает детей дома, пойдет в ход: диван, телевизор, кухонные приборы, стол и стулья, а также бытовые приборы.

Если в группе участников более 5 человек, подойдите к «родственным связям» с фантазией: тёти, дяди, двоюродные бабушки и дедушки, племянники, соседи и кумовья могут также сыграть свою роль и отлично вписаться в домашнюю обстановку. Не забудьте и про домашних любимцев, возможно, среди воспитанников детского сада найдутся молодые дарования, способные имитировать лай собачки или мяуканье кота.

Поход в кафе

Идея развития диалога по шаблону или заранее известному сценарию как нельзя лучше отражена в сценках «кафе». Многим ученикам подготовительной группы исполнилось 4-5 лет, значит, сюжетно-ролевая игра «кафе» не будет для них в новинку. Современные малыши привыкли сопровождать родителей в общественных местах с пелёнок.

Цель занятия – сформировать у детей представление о работе в кафе, объяснить основные правила поведения в подобных местах и нормы этикета, соответствующие их возрасту.

Ребята должны быть знакомы профессии, связанные с ресторанами и кафе: официанты, бармены, повара, уборщики и администраторы. В сценке можно задействовать всех перечисленных персонажей и добавить клиентов.

К материалам и созданию антуража потребуется серьезный подход: столы и стулья, барная стойка, касса, телефон, стойка администратора, кухня с соответствующим оснащением, еда и напитки (можно использовать игрушки), а также профессиональная униформа: фартуки, шапки и таблички.

В ходе самой игры важно следовать цепочке:

  • вход в кафе;
  • приветствие;
  • выбор столика;
  • ознакомление с меню;
  • обсуждение меню;
  • заказ официанту.

  • поблагодарить и похвалить обед, а по возможности встретиться с шеф-поваром и сказать комплимент лично;
  • попросить у официанта счет;
  • расплатиться;
  • попрощаться и покинуть заведение.

Каждый пункт может быть сопровожден 2-3 репликами. Важно обращаться с официантом на «Вы» и вести себя сдержанно, чтобы не мешать другим посетителям кафе.

Можно с большой фантазией подойти к созданию меню, например, разделить его на основные части: «Напитки», «Десерты» и т.д. Расплачиваться за заказ, как и в случае с «Банком», можно банковской картой или «наличными» из игры «Монополия».

Развитие социальных навыков с помощью сюжетно-ролевых игр

Использование сюжетно-ролевых игр позитивно влияет на построение товарищеских, дружелюбных отношений в группе ребят, прекрасно развивает речь и интонацию детей, и даёт основные представления о событиях, происходящих с нами ежедневно.

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач. Организуя игровую деятельность детей, педагог в свою очередь, может реализовать следующие задачи:

2. Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.

3. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.

4. Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.

5. Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.

6. Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.

7. Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.

8. Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.

9. Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.

10. Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.

12. Закрепить положительные чувства и привычки.

13. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.

14. Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.

15. Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.

16. Воспитывать чувство юмора.

17. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.

18. Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.

19. Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.

20. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

21. Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.

22. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

23. Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

24. Учить выполнять установленные правила.

25. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру.

26. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

«К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?» (4, с.52).

«Для того чтобы действительно переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Разумеется, дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте» (4, с.52).

Также важно помнить, что сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -- необязательность, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Михаленко Н.Я. и Короткова Н.А утверждают, что «для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры -- совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры» (4, с.53). А сформировать эти сложные умения можно с помощью эффективного средства: совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. «Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения -- «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового» (4, с.54). Удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

«В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы» (4, с.58).

«По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам -- разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей» (4, с.59).

«В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельности), а «настоящие истории». Выбирая вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), педагог прежде всего опирается на детские интересы, но одновременно стимулирует участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов» (4, с.60).

«Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности: 1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки; 2) частичное преобразование известной сказки; 3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»; 5) придумывание новых историй на основе реалистических событий. Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2--3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым). Разумеется, каждый раз следует учитывать желание ребенка. Если он не хочет включаться в игру, ни в коем случае нельзя на этом настаивать -- пусть понаблюдает за играющими, это тоже полезно. Важен также и подбор партнеров. Игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников примерно одинаков» (4, с 61).

«Как изменяется самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений? Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах до 3--4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре» (4, с 64).

Таким образом, можно сделать вывод, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

4. Организация игры в старшей и подготовительной группах

Чем старше становятся дети, чем выше оказывается уровень их общего развития, тем более ценной бывает игра (особенно педагогически направляемая) для становления самодеятельных форм поведения: у детей появляется возможность самим намечать сюжет или организовывать игры с правилами (дидактические, подвижные), находить партнеров, ставить цель и выбирать средства для реализации своих замыслов. Самодеятельная игра, требует от ребенка умения устанавливать взаимоотношения с товарищами. В этих неформальных детских объединениях проявляются разные черты характера ребенка, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например, умение самостоятельно находить выход из возникающих в игре проблемных ситуаций, руководствуясь известными нормами и правилами поведения, или умение самостоятельно организовать реальную (а не воображаемую) трудовую деятельность для решения игровых задач. Организуя игровую деятельность детей, педагог в свою очередь, может реализовать следующие задачи:

2. Учить развивать обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать споры, вопросы, недоразумения.

3. Тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга.

4. Формулировать познавательный интерес и организационные навыки.

5. Воспитывать умственную активность, нравственные чувства.

6. Учить навыкам самоорганизации, распределять роли между собой.

7. Развивать творческое воображение, способствовать совместно развертывать игру.

8. Воспитывать умение справедливо решать споры, тактично отказаться от роли.

9. Закрепить умение самостоятельно ставить игровые задачи.

10. Способствовать выявлению и формированию разнообразных интересов и способностей.

12. Закрепить положительные чувства и привычки.

13. Побуждать у детей широко и творчески использовать знания о работе взрослых.

14. Воспитывать доброжелательность, готовность помочь пострадавшему.

15. Продолжать учить детей выполнят различные роли в соответствии с сюжетом.

16. Воспитывать чувство юмора.

17. Воспитывать дружеские взаимоотношения, приучать играть, не мешая друг другу.

18. Продолжать работу по объединению играющих детей в подгруппы, вовлечению в игру малоактивных детей.

19. Расширять представление детей о профессиях родителей и применять в игре.

20. Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников.

21. Поддерживать желание использовать предметы-заменители и фантастические события.

22. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

23. Закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий.

24. Учить выполнять установленные правила.

25. Учить игровым действиям, умению договариваться на игру.

26. Развивать желание ставить разнообразные игровые задачи и выбирать способы их решения.

«К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Что нужно для дальнейшего развития детской игры?» (4, с.52).

«Для того чтобы действительно переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, надо хорошо представлять дальнейшую ее эволюцию. Одна из линий развития сюжетной игры дошкольников - игра-фантазирование Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей, позволяя полнее реализовать значимые переживания. Для такой игры необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Разумеется, дошкольники еще не могут самостоятельно развертывать игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль), но возможность перехода на эту новую ступень закладывается уже в старшем дошкольном возрасте» (4, с.52).

Также важно помнить, что сюжетной игре не свойственно предварительное планирование и жесткое следование плану. В этом проявляются ее специфические черты -- необязательность, свобода выбора действий. В начале игры дети, как правило, определяют лишь ее тему в общем виде, а дальше события в сюжете постепенно наращиваются, как снежный ком. Михаленко Н.Я. и Короткова Н.А утверждают, что «для того чтобы дети могли реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, несмотря на всю прихотливость индивидуальных замыслов, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры -- совместным сюжетосложением. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнеров-сверстников: обозначать для них (пояснять), какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры» (4, с.53). А сформировать эти сложные умения можно с помощью эффективного средства: совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно иная, нежели на предыдущих возрастных этапах. «Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения -- «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового» (4, с.54). Удобными для такого постепенного «расшатывания» являются сюжеты известных детям волшебных сказок. Сказка по своей природе родственна игре: она погружает в атмосферу условности, вымысла, чрезвычайно привлекая детей.

«В дальнейших таких играх взрослый стимулирует детей к внесению большего числа изменений в придумываемую сказку, по сравнению с известной. Для этого целесообразно предлагать начало сказки, соединяя в нем сразу сказочные и реалистические элементы» (4, с.58).

«По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с ролевым взаимодействием. С этой целью взрослый включает детей в игру, где участникам предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым сферам -- разноконтекстные роли (например: Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.). Чтобы не «закрывать» предметными действиями творческую работу по соединению этих ролей в общем сюжете, игру можно осуществлять в форме «телефонных» разговоров персонажей» (4, с.59).

«В дальнейшем воспитатель продолжает проводить с детьми совместную игру-придумывание, предлагая теперь придумывать не сказки (знакомая сказка уже выполнила свою функцию первоначальной опоры для совместной деятельности), а «настоящие истории». Выбирая вместе с детьми содержание для таких историй (о ком, о чем она будет), педагог прежде всего опирается на детские интересы, но одновременно стимулирует участников к использованию тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов» (4, с.60).

«Характер игры-придумывания воспитателя с детьми в ходе педагогической работы меняется в следующей последовательности: 1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки; 2) частичное преобразование известной сказки; 3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов; 4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров»; 5) придумывание новых историй на основе реалистических событий. Желательно включать детей в игру-придумывание не менее 2--3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым). Разумеется, каждый раз следует учитывать желание ребенка. Если он не хочет включаться в игру, ни в коем случае нельзя на этом настаивать -- пусть понаблюдает за играющими, это тоже полезно. Важен также и подбор партнеров. Игра будет протекать успешнее, если уровень умений участников примерно одинаков» (4, с 61).

«Как изменяется самостоятельная сюжетная игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых умений? Прежде всего возникает установка на придумывание новой, интересной игры. Сюжеты, развертываемые детьми, становятся разнообразнее и сложнее, приобретают многотемный характер. В них так переплетаются, комбинируются события и роли, относящиеся к самым разным смысловым сферам, что игра уже не укладывается в простое определение типа «Стройка», «Почта» и т. п. Динамичное наращивание событий в процессе игры приводит к свертыванию многих действий с предметами, которые лишь обозначаются в речи; часто используется смена ролей при включении в сюжет новых персонажей. Учащаются моменты чисто речевого взаимодействия, когда дети только проговаривают очередные события (а не «разыгрывают» их), намечают дальнейшее направление сюжета. Игра развертывается в группах до 3--4 человек, причем возрастает инициатива всех участников; они меньше зависят от активности одного ребенка-лидера. Умение прислушаться к партнерам, соединить их замыслы со своими приводит к уменьшению конфликтов в игре» (4, с 64).

Таким образом, можно сделать вывод, что на каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня

Приём детей: 1. Проверить посещаемость (беседа с учителями). 2. Узнать о самочувствии, поведении, успеваемости детей. 3. Узнать об особенностях домашнего задания. 4. Коррективы в планы (если есть какие-либо изменения). 5...

Влияние дидактических игр на умственное развитие детей подготовительной к школе группе

Значение режимных процессов в воспитательно-образовательной работе с детьми

Ребенок так болезненно реагирует на отказ товарищей по группе играть с ним. И как личную трагедию воспринимает отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Специальными исследованиями установлено...

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

В соответствии с типовым положением определены основные направления организации работы дошкольных учреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей - для детей 6 года жизни и подготовительной - для детей 7 года жизни...

Организация коллективного труда в старшей группе

В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организуется общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы. Эту возможность представляют такие виды труда, как уборка групповой комнаты или участка...

Организация работы воспитателя детского сада

Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников

Подбор игр. Подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве...

Проблемы обучения детей на занятиях в условиях разновозрастной группы

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп...

Проведение прогулки в старшей группе детского сада

Проведение на прогулке занятий, игр и упражнений с повышенной двигательной активностью позволяет одевать детей даже в холодный период года в облегченную спортивную одежду, что способствует закаливанию организма...

Развитие лексических навыков на основе использования ролевых игр на уроке немецкого языка

В структуру ролевой игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми...

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством элементарных опытов

В ходе своей работы я пришла к выводу: чем больше опыта тем больше ребёнок способен мыслить и рассуждать. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью...

Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего этапа: 1) изучение уровня развития сюжетно-ролевой игры у детей группы; 2) выявление уровня теоретической и профессиональной подготовки педагогов по проблеме руководства развитием сюжетно-ролевых игр детей дошкольного...

Роль дидактических игр и упражнений в развитии представлений о геометрических фигурах

При организации дидактических игр детей от 3-х до 4-х лет воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утверждаться "Я сам"...

В подготовке к занятиям по изобразительной деятельности принимают участие как педагог, так и дети. В зависимости от возраста дети выполняют поручения педагога либо дежурят по занятию для подготовки необходимых материалов...

Картотека сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Подготовительная группа

Цель:

1. Расширить, уточнить и конкретизировать знания детей о школе.

2. Воспитывать у детей желание учиться.

3. Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы.

4. Активизировать словарь: школьные принадлежности, перемена, звонок, учительская.

Предшествующая работа:

Целевая прогулка к школе.

Экскурсия в школу.

Беседа о школе с показом школьных принадлежностей.

Рассматривание картин о школе.

Дидактическая игра «Собери портфель»

Заучивание стихотворений о школе

Чтение рассказов о школе.

Разучить песню «Чему учат в школе»

Рисование «Наша школа»

Ручной труд: сделать маленькие тетради, книжки, учительский журнал для игры

« в школу», приготовить тряпочки и мел.

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Москву на самолете»

Подготовительная группа

Цель:

1. Развивать у детей любознательность, расширять знания о Москве - столице

нашей Родины, ее достопримечательностях.

2. Углубить и расширить знания детей о работе аэропорта, о сотрудниках аэропорта.

3. Развивать конструктивные способности детей при работе с крупным строительным материалом и бумагой.

4. Активизация словаря: аэропорт, стюардесса, рация, таможня, экскурсовод.

Предшествующая работа:

Наблюдение за самолетами в небе.

Экскурсия в аэропорт.

Беседы о труде летчиков, стюардесс, о работе аэропорта.

Подвижная игра «Самолеты»

Дидактическая игра «Едем, летим, плывем»

Рассматривание фотоиллюстраций о Москве.

Беседа о Москве – столице нашей Родины

Конструирование: строим самолет из крупного и мелкого строительного материала.

Рисование «Летят самолеты»

Аппликация «Самолет»

Ручной труд: изготовление стаканчиков для пассажиров самолета, изготовление сувениров для москвичей, изготовление самолетиков для игр на прогулке.

Чтение рассказов о летчиках, заучивание стихотворений о Москве.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА»

Подготовительная группа

Цель:

1. Углубить, расширить и конкретизировать знания детей о труде

работников железнодорожного транспорта, о железной дороге.

2. Дать детям сведения о других городах нашей Родины – Краснодаре, Ростове, Волгограде, Воронеже.

3. Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.

4. Активизация словаря: перрон, состав, тоннель, шлагбаум, тепловоз, проводник, купе, вагон.

Предшествующая работа:

Экскурсия на железнодорожный вокзал.

Наблюдение за поездами, за работой ж/д вокзала.

Целевая экскурсия к переезду, наблюдение за работой стрелочника.

Беседа о труде работников железнодорожного вокзала.

Чтение рассказов о железной дороге.

Заучивание стихов о железной дороге.

Настольная игра «Железная дорога»

Рассматривание карты с целью определения пути следования по железной дороге до Москвы и ознакомления с городами России.

Рисование «Едет поезд»

Ручной труд: изготовление сигнальных флажков для стрелочников.

Рассматривание фотоиллюстраций о железной дороге.

Сюжетно-ролевая игра «ПАРОХОД»

Старшая группа

Цель:

1. Расширить и углубить знания детей о работниках водного транспорта.

2. Дать детям сведения о том, какие бывают пароходы, куда они плывут, что перевозят.

3. Воспитывать у детей уважение к труду работников водного транспорта.

4. Активизация словаря: трап, капитан, капитанский мостик, штурвальный, палуба, матросы, пристань, мачта.

Предшествующая работа:

Чтение рассказов о моряках, о водном транспорте.

Рассматривание иллюстраций о водных видах транспорта.

Просмотр слайдов или мультфильмов («В порту») о пароходах и работе речного транспорта.

Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.

Дидактическая игра «На суше, на небе, на воде»

Настольная игра-лото «Транспорт»

Аппликация «Пароход на реке»

Ручной труд: изготовление бинокля, рупора, цветных флажков для мачты, спасательного круга.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ЗООПАРК»

Старшая группа

Цель:

1. Обогатить и конкретизировать знания и представления детей о диких зверях и

их повадках и условиях содержания в неволе.

2. Воспитывать уважение к труду работников зоопарка.

3. Прививать любовь к животным, воспитывать чувство доброты и жалости.

4. Активизация словаря: зверолов, экскурсовод, животные Африки, животные Севера, животные Австралии, сумчатые.

Предшествующая работа:

Экскурсия в зоопарк или зверинец с целью ознакомления с жизнью животных в неволе.

Беседа о зоопарке, для чего они созданы, как там живется животным.

Чтение - С.Я.Маршак «Где обедал воробей», «Детки в клетке» и др.

Заучивание стихотворений о диких зверях.

Рассматривание иллюстраций о зоопарке, о диких животных.

Лепка «Звери зоопарка»

Рисование «Что я видел в зоопарке»

Конструирование из строительного материала зоопарка, клеток для животных.

Сюжетно-ролевая игра «ПОЛИКЛИНИКА» («БОЛЬНИЦА»)

Средняя группа

Цель:

1. Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача,

о работе поликлиники.

2. Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры.

3. Активизация словаря: окулист, терапевт, педиатр, хирург, фонендоскоп, рентген,

процедуры, градусник, рецепт.

Предшествующая работа:

Экскурсия в медицинский кабинет.

Наблюдение за работой медсестры, врача.

Рассказ воспитателя о работе врача в поликлинике, окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога.

Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»

Кукольный театр «Доктор Айболит»

Чтение рассказов о работе врача (Б.Житков «Обвал», С.Маршак «Ледяной остров» и др.)

Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто назовет больше действий»

Ручной труд: изготовление градусника, фонендоскопа, горчичников для игры «в больницу».

Сюжетно-ролевая игра «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

Средняя группа

Цель:

1. Обогатить знания детей о труде парикмахера.

2. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера.

3. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа,

фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать на бигуди, платить деньги в кассу.

Предшествующая работа:

Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

Рассматривание картин, фотоиллюстраций о работе парикмахера.

Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в парикмахерскую».

Экскурсия в парикмахерскую.

Наблюдение за работой мастера.

Чтение рассказов Б.Житкова «Что я видел», С.Михалкова «В парикмахерской»

Ручной труд: изготовление игрушечных ножниц, расчески.

Собрать атрибуты для игры: использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.

Дидактические игры «Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем»

«Для чего эти предметы».

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ» («ВОДИТЕЛИ»)

Старшая группа

Цель:

1. Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения.

2.. Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера.

3. Учить вежливому обращению в процессе общения «водитель – пассажир»,

«водитель – милиционер».

4. Активизация словаря: правила дорожного движения, пост ГИБДД,

регулировщик, перекресток, светофор, пешеходный переход, пассажир, пешеход.

Предшествующая работа:

Наблюдение за работой транспорта на перекрестке со светофором и «зеброй».

Экскурсия по ул.Красной (наблюдение за движением машин)

Встреча с работниками ГИБДД с целью ознакомления с профессией.

Беседа о правилах дорожного движения.

Изучение дорожных знаков.

Чтение: С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», Б.Житков «Светофор» и др.

Заучивание наизусть стихов о правилах дорожного движения

Рассматривание фотоиллюстраций о работе ГИБДД.

Дидактические игры: «Домино – дорожные знаки», «Транспорт»

Игры на макете «Перекресток»

Подвижная игра «Раз, два, три – к знаку беги!»

Рисование «Соблюдайте правила движения»

Аппликация «Машина на светофоре»

Ручной труд: изготовление макета светофора, дорожных знаков, водительских удостоверений.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

Средний возраст

Цель:

1. Расширить знания детей о работе продавца в магазине.

2. Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца.

3. Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.

Предшествующая работа:

1. Экскурсия в ближайший магазин с целью наблюдения за работой продавца.

2. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»

3. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

4. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

5. Дидактические игры: «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».

6. Рисование «Магазин продуктов»

7. Лепка «Овощи-фрукты для магазина»

8. Ручной труд: изготовление кассы, чеков, денег для игры «в магазин»

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «КОСМОС»

Подготовительная группа

Цель:

1. Обогатить и систематизировать знания детей о работе космонавтов, о полетах в

космос.

2. Воспитывать любознательность, желание быть похожими на космонавтов.

3. Активизация словаря: космос, космическое пространство, Вселенная, планеты,

космический корабль, выход в открытый космос, связь с Землей.

Предшествующая работа:

1. Рассказ воспитателя о космосе и космонавтах.

2. Рассматривание фотоиллюстраций о космических ракетах, о работе космонавтов на Земле и в космосе.

3. Беседа с детьми о первом космонавте Ю.Гагарине, о первой женщине-космонавте В.Терешковой.

4. Чтение рассказов и книг на тему космоса.

5. Рисование «Космическая ракета»

6. Аппликация «Космонавт»

7. Конструирование: строительство ракеты из крупного строительного материала