Ндс статья 149. О порядке применения п.п.14.1 п.2 ст.149 НК РФ. Основания для ведения деятельности по реализации билетов на спортивные состязания

Ст. 149 НК РФ - это путеводитель по операциям, исполнение которых не требует взимания НДС. Комментарии к этой статье НК РФ, вопросы и ответы по ее содержанию позволят вам получить четкие ориентиры в осуществлении учета данного налога.

Ст. 149 НК РФ: официальный текст

Ст. 149 НК РФ: вопросы и ответы

Статья 149 НК РФ: какие операции не подвержены налогообложению НДС?

Ст. 149 НК включает группы операций, свободных от обложения НДС:

  • Оформление в аренду помещений иностранцам и их организациям (п. 1 ст. 149 НК РФ), аккредитованным в РФ.

Непременным условием неначисления НДС по п. 1 ст. 149 НК РФ являются зеркальные действия соответствующего иностранного государства в отношении граждан и организаций России, что подтверждается оформлением международного договора.

Перечень таких государств составляют МИД и Минфин РФ (приказ от 08.05.2007 № 6498/40н). Документом, подтверждающим такое освобождение, является копия свидетельства о внесении в реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, форма которого утверждена приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/681@. Это свидетельство выдает Федеральная налоговая служба.

  • Реализация социально ориентированных товаров, работ или услуг (п. 2 ст. 149 НК РФ).

Все подпункты п. 2 ст. 149 НК РФ в редакции 2019 года затрагивают социальную сторону работы хозсубъектов. К ним, в частности, относятся медицинские, международные и религиозные отношения, что позволяет снизить финансовую нагрузку на подобные организации. Основное льготирование по НДС относят к производству медикаментов, оказанию медуслуг и образованию.

  • Освобождение ряда операций (п. 3 ст. 149 НК РФ), на которых мы подробнее остановимся ниже.

При использовании операций, включенных в п. 3 ст. 149 НК РФ, фирма может заявить отказ (п. 5 ст. 149 НК РФ) от освобождения по НДС. Тогда она сможет применять НДС-вычет. Для этого в ИФНС подается заявление с указанием конкретных операций, по которым требуется это сделать. Это ограничение действительно в отношении конкретного контрагента в течение года. В этом случае фирма должна организовать учет отдельно по льготируемому и обычному НДС (п. 4 ст. 149 НК РФ).

О сроке подачи такого заявления см. в статье «Как отказаться от освобождения от НДС?» .

Образец заявления вы найдете в статье «Образец заявления об отказе от освобождения от НДС» .

Законодателю разрешено вносить изменения в ст. 149 НК РФ. Тогда базу для расчета НДС определяют на дату отпуска товара или окончания выполнения работ и услуг (п. 8 ст. 149 НК РФ). Фактический день их оплаты значения не имеет.

Какие операции свободны от налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 149 НК РФ?

В регламентируемый п. 2 ст. 149 НК РФ список входят:

1. Операции по реализации:

  • товаров медицинского направления: протезы, ортопедическая обувь и др. (по перечню, утвержденному постановлением Правительства от 30.09.2015 № 1042);
  • автотранспорта для инвалидов;
  • очков, оправ и линз, предназначенных для коррекции зрения;
  • похоронных принадлежностей (перечень приведен в постановлении Правительства от 31.07.2001 № 567);
  • товаров в рамках безвозмездной помощи;
  • результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений и т. п.);
  • материальных ценностей, выпускаемых из госрезерва (с 01.01.2018);
  • макулатуры (на период с начала 2017 года и до конца 2018 года).

2. Работы и услуги:

  • медуслуги (согласно перечню ОМС);
  • оказание услуг престарелым, инвалидам и больным — уход за ними осуществляют при выдаче заключений органами соцзащиты и организациями здравоохранения;
  • услуги по медицинской диагностике и лечению населения (их перечень содержит постановление Правительства РФ от 20.02.2001 № 132);
  • услуги скорой помощи и другие виды услуг медицинского характера (сбор крови у доноров, уход за больными);
  • услуги по дошкольному образованию детей, в том числе занятия с ними в кружках, секциях;
  • услуги по перевозке пассажиров различными видами транспорта;

Освобождают ли от НДС продажу медоборудования?

При продаже медоборудования или принадлежностей к нему, в том числе ввозимых в РФ, оно подлежит освобождению от НДС, если на него выписано регистрационное удостоверение на основании списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Обратите внимание, что с 01.07.2017 право на льготу подтверждает регистрационное удостоверение на медицинское изделие, выданное в соответствии с правом Евразийского экономического союза. Кроме того, до 31.12.2021 льготу можно подтвердить, представив регистрационное удостоверение на медицинское изделие (регистрационное удостоверение на изделие медицинского назначения (медицинскую технику), выданное в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 1 закона от 07.03.2017 № 25-ФЗ). Такое удостоверение должно быть представлено в ИФНС налогоплательщиком, реализующим данную технику. Это касается и принадлежностей к этому оборудованию. В регистрационном удостоверении должно быть указано, что оно оформлено на комплект конкретной техники (например, зубоврачебное кресло с набором инструментов к нему).

Инструменты ударные и режущие (сверла, боры, фрезы), предназначенные для лечения зубов, подпадают под освобождение от НДС согласно перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042.

Подлежат ли налогообложению услуги по медосмотрам?

Медицинские осмотры работников проводятся перед поступлением на некоторые виды работ и для предупреждения заболеваний. Например, в организациях, эксплуатирующих транспорт, нужно совершать перед рейсом и после него медосмотр шоферов (ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

Услуги на медосмотр освобождаются от налогообложения НДС. Однако медицинской организации или частнопрактикующему врачу нужно иметь лицензию (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291).

На предприятии может быть организован медкабинет или здравпункт, где будет работать медперсонал поликлиник или медработники по договорам.

В договоре на оказание медуслуг нужно прописать действия лица, проводящего медосмотр, и основания для отстранения водителей от работы. Данные медосмотра заносят в специальный журнал. В путевом листе допущенного к рейсу шофера ставится штамп: «Допущен». Это является доказательством для ГИБДД, что медосмотр проведен.

Проверку выполнения этих требований может осуществить Ространснадзор или трудовая инспекция. Их невыполнение приведет к штрафам руководителя и самой фирмы (ст. 11.32, ст. 12.31.1, ст. 12.32 КоАП).

Какие условия должны соблюдаться для услуг по подп. 4 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса?

Дошкольные учреждения создают для детей с целью:

  • обеспечения дошкольного образования;
  • укрепления детского здоровья;
  • развития детей.

Такие организации осуществляют свою деятельность на основе полученной лицензии, которую они получают на основе выполнения требований ст. 91 закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с учетом вида образовательных услуг.

Право на использование освобождения по НДС у коммерческих образовательных организаций есть, но только у тех, кто использует программу дошкольного образования (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.09.2014 № А27-18046/2013). Кроме этого, им необходима лицензия на проведение общеобразовательной деятельности (подп. 40 п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Таким образом, у налогоплательщика должны быть в наличии все перечисленные выше документы, чтобы подтвердить налоговикам право использования освобождения от НДС.

Платится ли НДС при сборе и продаже отходов металлов?

Продажа лома и отходов металлов (черных и цветных) с 01.01.2018 больше не подпадает под освобождение от НДС (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В своей производственной деятельности фирмы по приему металлолома следуют положениям закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ и постановлений Правительства от 11.05.2001 № 369 и № 370. С их учетом прием отходов и лома можно производить только у их собственников при наличии документов. Собственник в заявлении на прием лома указывает, как у него возникло право на сдаваемый лом. При сдаче лома составляется приемосдаточный акт. Принимающая лом фирма должна провести его проверку на радиацию и взрывоопасность.

Дальнейшая реализация лома черных и цветных металлов облагается НДС, но налог уплачивает не продавец, а покупатель, который в данном случае выступает в роли налогового агента (письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480@).

Какие операции из п. 3 ст. 149 НК РФ попадают под освобождение от НДС?

В соответствии с п. 3 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождают:

  • продажу религиозными организациями литературы и предметов, относящихся к религии (перечень утверждает Правительство РФ);
  • реализацию товаров, услуг и работ, производимых организациями и обществами инвалидов (перечень утверждает Правительство РФ); при этом количество инвалидов в таких обществах должно быть не менее 80%;
  • операции банков:
    • по привлечению вкладов населения и кассовому обслуживанию;
    • ведению банковских счетов организаций;
    • покупке и продаже валюты и драгметаллов;
    • обслуживанию банковских карт;
  • оказание услуг по страхованию, в том числе медицинскому, и негосударственному пенсионному обеспечению;
  • проведение лотерей;
  • реализацию руд и другого сырья и материалов, содержащих драгметаллы, драгоценные камни и алмазы;
  • продажу необработанных алмазов;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 01.06.2018 банковские операции с драгоценными камнями исключены из перечня транзакций, не облагаемых НДС.

  • продажу входных билетов (на бланках строгой отчетности) на спортивные мероприятия и предоставление в аренду стадионов;
  • операции по займам денег и ценных бумаг;
  • выполнение НИОКР за счет бюджета РФ или фондов поддержки по закону «О науке» от 23.08.1996 № 127-ФЗ для создания новых технологий и продукции — к ним относят разработку новых конструкций машин и оборудования, приборов с проведением их испытаний и получением практических результатов от их использования;

Подробнее о документах, подтверждающих льготы по НДС для НИОКР, см. в статье «От НДС-освобождения можно отказаться частично» .

При каких условиях общественная организация инвалидов может получить льготу по НДС?

В соответствии со ст. 117 ГК РФ общественные организации инвалидов являются некоммерческими. В своей деятельности такие организации имеют право применять льготу по НДС при условии, что деятельность по получению дохода является дополнением к уставной. Только в этом случае получаемый доход может освобождаться от обложения НДС. Деятельность с получением прибыли организацией инвалидов должна создавать материальную базу для реализации уставных целей. Если этого не происходит, то льгота по НДС невозможна. Такую точку зрения высказал Президиум ВАС в постановлении от 14.09.2010 № 1812/10 по делу № А76-9347/2009-43-49.

Какие организации имеют право продавать билеты на спортивные мероприятия?

С 01.04.2015 формулировка подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ изменена законом от 29.12.2014 № 479-ФЗ. В нее внесено уточнение понятия «входные билеты и абонементы». Здесь для применения льготы по НДС основным является требование, чтобы их распространение производили организации физкультуры и спорта (письмо Минфина от 20.03.2014 № 03-07-07/12151).

Как произвести расчет НДС при получении банком квартиры в счет погашения кредита?

При погашении банковского кредита заемщик расплатился квартирой. Это соответствует требованиям ст. 409 Гражданского кодекса. Банк вправе произвести продажу жилого помещения для возврата денег по выданному кредиту. Эти действия свободны от налогообложения НДС (подп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ).

По операциям, предусмотренным п. 3 ст. 149 НК РФ (как по всем, так и выборочно), налогоплательщик может отказаться от применения льготы. Для этого нужно только представить в налоговые органы соответствующее заявление до начала налогового периода, с которого по этим операция будет начислять НДС, а льгота применяться не будет.

Итоги

Ст. 149 НК РФ регламентирует перечень операций, при осуществлении которых налогоплательщик освобождается от НДС. Законодатели довольно часто вносят изменения в ст. 149 НК РФ и комментируют отдельные нюансы применения льгот. Чтобы не ошибиться при исчислении налога, следите за нашей рубрикой

Имеет ли ИТ-компания право применять льготу по НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ)?

ИТ-компания реализует права на программное обеспечение путем дистанционного доступа к программному обеспечению по SaaS. Права на использование программного обеспечения будут передаваться по лицензионному договору.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Передача прав на использование программного обеспечения по лицензионному договору не облагается НДС, в том числе в случае предоставления этого права путем удаленного доступа по модели SaaS. При этом желательно в договоре отдельно установить стоимость платы по лицензионному договору и стоимость платы за услуги по предоставлению доступа по модели SaaS.

Обоснование позиции:

Программой (далее также ПО) является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Программы для ЭВМ отнесены законом к объектам - результатам интеллектуальной деятельности (ст. 1225 ГК РФ), являются объектами авторских прав и охраняются как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, 1261 ГК РФ). На объекты интеллектуальной собственности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом (ст. 1226 ГК РФ).

Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются, в частности, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав.

В то же время в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ от налогообложения НДС освобождаются операции по передаче исключительных прав на полезные модели, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

При этом право на отказ налогоплательщика от освобождения от налогообложения НДС при осуществлении операций, поименованных в п. 2 ст. 149 НК РФ, положениями ст. 149 НК РФ не предусмотрено (п. 5 ст. 149 НК РФ, письмо от 04.10.2016 N 03-07-14/57637).

Как видим, в силу прямой нормы передача прав на использование ПО на основании лицензионного договора не облагается НДС.

В п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" сказано, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных НК РФ, в целях получения налоговой (налоговой льготы) является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09).

Поэтому для применения положений пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в данном случае необходимо, чтобы права на использование ПО правообладателем передавались пользователю по лицензионному договору (смотрите, например, письма Минфина России от 30.08.2017 N 03-07-08/55656, от 28.04.2017 N 03-07-08/25926, от 12.04.2017 N 03-07-08/21812, от 23.03.2017 N 03-07-08/16910, от 02.03.2012 N 03-07-08/58, от 30.01.2018 N СД-4-3/1642).

Если право на использование программы предоставляется на основании иного договора, то предоставление таких прав облагается НДС в общеустановленном порядке по ставке 18% (смотрите, например, письма ФНС России от 23.01.2017 N СД-4-3/950@, Минфина России от 12.08.2014 N 03-07-11/40167).

Норма пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не устанавливает какого-либо определенного способа предоставления прав на использование ПО по лицензионному договору, поэтому освобождение от налогообложения НДС данной операции применяется и в том случае, если указанные права передаются через сеть Интернет (смотрите, например, письма Минфина России от 26.03.2018 N 03-07-08/18868, от 30.03.2017 N 03-07-08/18533, от 16.03.2017 N 03-07-14/15062, от 12.01.2017 N 03-07-08/555), в том числе путем предоставления кода доступа к программам, размещенным на правообладателя, через сеть Интернет (письмо Минфина России от 03.04.2017 N 03-07-08/19407).

В письме Минфина России от 15.03.2018 N 03-07-08/15854 рассматривалась ситуация когда правообладатель заключает с пользователями лицензионные договоры, в соответствии с которыми предоставляет права использования ПО путем предоставления лицензиату удаленного доступа через Web-браузер к ПО, установленному на оборудовании лицензиара. При этом скачивание/копирование, установка/инсталлирование ПО на компьютер (сервер) лицензиата не производятся. Представители финансового ведомства ответили, что услуги по предоставлению лицензиаром лицензиату на основании лицензионного договора прав на использование программ путем удаленного доступа через сеть Интернет освобождаются от налогообложения НДС. Схожий вывод содержится и в письме Минфина России от 26.04.2017 N 03-03-06/1/25101, в котором рассматривалась ситуация, когда по лицензионному договору предоставляется право на использование базы данных, хранящейся непосредственно на сервере разработчика.

В рассматриваемой ситуации доступ к ПО лицензиату будет осуществляться дистанционно по модели SaaS (Software as a Service) - программное обеспечение как услуга.

В письме Минфина России от 30.11.2016 N 03-07-08/70744, несмотря на подробное описание налогоплательщиком модели SaaS, специалистами финансового ведомства был дан фактически формальный ответ, что услуги по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через сеть Интернет, оказываемые российской организацией, облагаются НДС в общеустановленном порядке. Причем, как следует из вопроса налогоплательщика, правообладатели сами характеризуют такой способ представления прав на ПО как услугу и не заключают лицензионные договоры. Поэтому ответ финансистов, на наш взгляд, заключается в том, что если нет лицензионного договора, то передача прав на использование ПО облагается НДС (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). В то же время из приведенного письма остается неясным, что подразумевает Минфин России под услугой по предоставлению доступа к ПО.

Отметим, что на данный момент правовая природа модели SaaS четко не определена, поэтому в юридическом сообществе высказываются разные позиции. Некоторые специалисты приходят к выводу, что это услуги по обработке информации (смотрите: SaaS: программное обеспечение или услуга? (А. Серов, "эж-ЮРИСТ", N 17, апрель 2011 г.), другие допускают мысль, что это некий смешанный договор, включающий в себя элементы лицензионных отношений и оказания услуг (смотрите: Налог на "облако" (М. Али, газета "Новая адвокатская газета", N 20, октябрь 2015 г.), третьи предполагают, что это все-таки лицензионный договор (смотрите: Софт как услуга (В. Разуваев, "эж-ЮРИСТ", N 5, февраль 2010 г.), дополнительно смотрите Вопрос: Работник организации-1 получает доступ к функциональным возможностям программного обеспечения, исключительные права на которое принадлежат организации-2 и которое размещено в Интернете на сервере, принадлежащем организации-2. Какова правовая природа отношений, возникающих между двумя организациями: это лицензионный договор (ст. 1235, ст. 1286 ГК РФ) или договор возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ), или какой-то другой вид договора? Если организации заключили договор об оказании услуг, например, по обработке информации организации-1, то требует ли предоставление доступа работникам организации-1 к ПО заключения какого-либо лицензионного договора? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2011 г.).

Понятие SaaS (Software as a Service) - программное обеспечение как услуга в НК РФ не содержится, поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ за определением данного понятия обратимся к Межгосударственному стандарту ГОСТ ISO/IEC 17788-2016 "Информационные технологии. Облачные вычисления. Общие положения и терминология" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.11.2016 N 1665-ст, далее - Стандарт).

Согласно п. 3.2.36 Стандарта программное обеспечение как услуга (SaaS) - это категория служб облачных вычислений, в которой потребителю службы облачных вычислений предоставляется тип возможностей облака в виде типа возможностей приложений.

В свою очередь, под облачными вычислениями понимается парадигма для предоставления возможности сетевого доступа к масштабируемому и эластичному пулу общих физических или виртуальных ресурсов с предоставлением самообслуживания и администрированием по требованию (п. 3.2.5 Стандарта).

Причем упомянутыми ресурсами являются серверы, операционные системы, сети, программное обеспечение, приложения и оборудование для хранения данных.

Под типом возможностей приложений подразумевается тип возможностей облака, в котором потребитель службы облачных вычислений может использовать приложения поставщика службы облачных вычислений (п. 3.2.1 Стандарта).

То есть в случае, когда доступ к ПО осуществляется по модели SaaS, сам программный продукт находится на ресурсах правообладателя (или на арендованных им ресурсах), все операции по обработке данных (команды, вычисления, преобразования) также происходят на указанных ресурсах. Пользователь же только получает готовый результат в виде каких-то данных.

На наш взгляд, такой доступ к ПО является дополнительным сервисом, предоставляемым пользователю, в частности, чтобы он не закупал дополнительное оборудование для использования самого ПО и хранения результатов работы этой программы, то есть услугой по предоставлению доступа к ПО как самостоятельному объекту интеллектуальной собственности (смотрите п. 3.2.12 Стандарта и примечания к нему).

Некоторые разработчики ПО именно так рассматривают модель SaaS.

Например, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2018 N 17АП-4455/18 рассматривался спор между хозяйствующими субъектами об исполнении условий договора, согласно которому ответчик (лицензиар) обязался предоставить истцу (лицензиату) право использования простой (неисключительной) лицензии программы для ЭВМ, а также дополнительные услуги, связанные с указанной программой. Программа работает по технологии SaaS - Программное обеспечение как услуга. В рамках данной бизнес-модели лицензиар берет на себя все вопросы, связанные с организацией работы программы, а также обеспечения непрерывного доступа к данному решению лицензиата при условии наличия у лицензиата активного интернет-соединения. В свою очередь, лицензиат принял обязательства по оплате.

По нашему мнению, порядок налогообложения передачи прав на использование ПО в рассматриваемой ситуации в первую очередь зависит от самого программного продукта.

Если права на разработанное организацией ПО могут быть переданы не только по модели SaaS, а например, также и путем скачивания и инсталляции на ресурсы пользователя, и при этом ПО будет работать, то мы полагаем, что передача прав на ПО по лицензионному договору не облагается НДС независимо от способа предоставления указанных прав (письма Минфина России от 15.03.2018 N 03-07-08/15854, от 26.04.2017 N 03-03-06/1/25101).

При этом услуги по предоставлению доступа к ПО по модели SaaS должны облагаться НДС в общеустановленном порядке по ставке 18% (письмо Минфина России от 30.11.2016 N 03-07-08/70744), что предполагает необходимость выделения самостоятельной стоимости этих услуг в договоре (дополнительно смотрите п. 3.2.11 Стандарта и примечание к нему).

Если же программный продукт может работать только на ресурсах правообладателя (или арендованных им ресурсах) и не представляется возможным разделить стоимость прав на использование самого ПО и услуги по предоставлению доступа к нему, то нельзя исключить того, что налоговые органы смогут классифицировать договор с пользователем как смешанный договор или договор по оказанию услуг, и потому поставить под сомнение возможность применения освобождения от налогообложения на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В данном случае только технические специалисты организации могут определить, как работает ими разработанный программный продукт, а порядок налогообложения будет зависеть от того, каким образом будет заключен договор на передачу прав на ПО.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Глава 21 "Налог на добавленную стоимость" предусматривает специальную статью, благодаря которой налогоплательщики имеют возможность использовать в своей хозяйственной деятельности ряд льгот. Это статья 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).

  1. "Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.

  • Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
    1. следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:
      важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;
      протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
      технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
      очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
    2. медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно - эпидемиологических услуг. Ограничение, установленное настоящим подпунктом, не распространяется на ветеринарные и санитарно - эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся:
      услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
      услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
      услуги по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
      услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
      услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
      услуги патологоанатомические;
      услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным.
    3. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;
    4. услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
    5. продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям;
      Положения настоящего подпункта применяются в отношении студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, столовых медицинских организаций только в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования.
    6. услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;
    7. услуг по перевозке пассажиров:
      городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях настоящей статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
      морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;
    8. ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);
    9. почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;
    10. услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;
    11. монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой Российской Федерации или валютой иностранных государств.
      К коллекционным монетам из драгоценных металлов относятся:
      монеты из драгоценных металлов, являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств), отчеканенные по технологии, обеспечивающей получение зеркальной поверхности;
      монеты из драгоценных металлов, не являющиеся валютой Российской Федерации или валютой иностранного государства (группы государств).
    12. долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы);
    13. услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним;
    14. услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений;
      Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
    15. ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ);
    16. работ, выполняемых в период реализации целевых социально - экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих в рамках реализации указанных программ (проектов), в том числе: работ по строительству объектов социально - культурного или бытового назначения и сопутствующей инфраструктуры; работ по созданию, строительству и содержанию центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей.
      Указанные в настоящем подпункте операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при условии финансирования этих работ исключительно и непосредственно за счет займов или кредитов, предоставляемых международными организациями и (или) правительствами иностранных государств, иностранными организациями или физическими лицами в соответствии с межправительственными или межгосударственными соглашениями, одной из сторон которых является Российская Федерация, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления;
    17. услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлины и сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав (в том числе лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами);
    18. товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли;
    19. товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
      Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:
      контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;
      удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);
      выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги). В случае, если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров (работ, услуг);
    20. оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
      услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг; услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений; услуги по звукозаписи театрально - зрелищных, культурно - просветительных и зрелищно - развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений; услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек; услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений; услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов, указанных в абзаце третьем настоящего подпункта;
      реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально - зрелищных, культурно - просветительных и зрелищно - развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности;
      реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
      К учреждениям культуры и искусства в целях настоящей главы относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома (в частности, кино, литератора, композитора), планетарии, парки культуры и отдыха, лектории и народные университеты, экскурсионные бюро (за исключением туристических экскурсионных бюро), заповедники, ботанические сады и зоопарки, национальные парки, природные парки и ландшафтные парки;
    21. работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма;
    22. услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;
    23. работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка;
    24. услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), по ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий, перечисленных в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, услуги по оказанию протезно-ортопедической помощи.
  • Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:
    1. реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;
    2. реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых: общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
      организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
      учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно - оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям;
      лечебно - производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;
    3. осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:
      привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады; размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет;
      открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц;
      осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
      кассовое обслуживание организаций и физических лиц;
      купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли - продажи иностранной валюты);
      осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
      выдача банковских гарантий, а также осуществление банками следующих операций:
      выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
      оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы "клиент - банк", включая предоставление программного обеспечения и обучение обслуживающего указанную систему персонала;
    4. операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участникам расчетов информации по операциям с банковскими картами;
    5. осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации;
    6. реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
    7. оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.
      В целях настоящей статьи операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховая организация получает: страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);
      проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;
      страховые взносы, полученные уполномоченной страховой организацией, заключившей в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;
      средства, полученные страховщиком в порядке суброгации, от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;
    8. проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса;
    9. реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа; реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт; реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам; реализация драгоценных металлов из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, из фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации специализированным внешнеэкономическим организациям, Центральному банку Российской Федерации и банкам, а также драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков);
    10. реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности;
    11. внутрисистемная реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) организациями и учреждениями уголовно - исполнительной системы произведенных ими товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
    12. передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров;
    13. реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно - зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения указанных мероприятий;
    14. оказание услуг адвокатами, а также оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
    15. оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме;
    16. выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров;
    17. утратил силу.
    18. услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности;
    19. проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров;
    20. реализация продукции собственного производства организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет не менее 70 процентов, в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы;
    21. утратил силу.
    22. реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них;
    23. передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.
  • В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
  • Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.
    Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).
    Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.
  • Перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  • При изменении редакции пунктов 1 - 3 настоящей статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты".
  • Фактически все льготы, которые устанавливаются данной статьей, можно разделить на три группы:
    1. льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров (работ, услуг);
    2. льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков;
    3. льготы, предоставляемые при осуществлении отдельных операций.
    Льготы, предоставляемые при реализации определенных видов товаров:
    • реализация почтовых марок, маркированных открыток и маркированных конвертов;
    • реализация лотерейных билетов;
    • реализация некоторых медицинских товаров;
    • реализация монет из драгоценных металлов (кроме коллекционных);
    • услуги по гарантийному ремонту товаров в период гарантийного срока эксплуатации;
    • ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, а также культовых зданий и сооружений;
    • реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов, лома и отходов драгоценных металлов;
    • реализация ценных бумаг и инструментов срочных сделок;
    • производство продуктов питания для учебных и медицинских учреждений, детских дошкольных учреждений;
    • медицинские услуги;
    • услуги по перевозке пассажиров;
    • услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации;
    • работы и услуги по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах, а также лоцманская проводка;
    • услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для проведения организациями физкультуры и спорта спортивно-зрелищных мероприятий.
    Льготы, предоставляемые определенным категориям налогоплательщиков:
    • услуги в сфере образования;
    • реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли;
    • услуги учреждений культуры и искусства, реализация входных билетов организациями физкультуры и спорта;
    • работы организаций кинематографии по производству кинопродукции;
    • реализация товаров лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;
    • архивные услуги;
    • ритуальные услуги;
    • банковские операции;
    • услуги по страхованию;
    • услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях;
    • проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях;
    • реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
    • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты;
    • услуги аптечных учреждений по изготовлению лекарственных средств, изготовлению и ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;
    • услуги, за которые уполномоченными органами взимается государственная пошлина;
    • передача товаров для собственных нужд организациями уголовно-исполнительной системы.
    Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций:
    • услуги по предоставлению в аренду служебных или жилых помещений иностранным гражданам или организациям, имеющим аккредитацию в России;
    • реализация долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах;
    • работы, выполняемые в период реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих;
    • реализация товаров в рамках оказания безвозмездной помощи;
    • предоставление в пользование жилых помещений.
    Возможность применения налоговых льгот налогоплательщиком, претендующим на ту или иную льготу по НДС, зависит от соблюдения им ряда условий пользования льготами, установленных НК РФ. Предусмотренные НК РФ условия пользования льготами условно можно разделить на общие условия применения налоговых льгот, то есть условия, распространяемые на всех без исключения соискателей льгот, и специальные, установленные в зависимости от конкретной льготы по налогу на добавленную стоимость.

    Согласно положениям части второй НК РФ, общие условия применения налоговых льгот по НДС следующие:

    Общими условиями применения льгот являются:

    • ведение раздельного учета операций, облагаемых НДС и не подлежащих налогообложению. Таково требование пункта 4 статьи 149 НК РФ;
    • наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такое требование выдвигает пункт 6 статьи 149 НК РФ.
    Иногда возникают ситуации, когда при налоговой проверке выявляются факты неправомерного использования льгот. У налогоплательщика возникает вопрос, каковы последствия неправомерного использования льготы. Необходимо отметить, что специальной ответственности по этому поводу НК РФ не устанавливает.

    Однако если налоговый орган при проверке выяснит, что налогоплательщик применил льготу не имея на нее права, а это соответственно привело к занижению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, то в этом случае налоговый орган наложит штраф на налогоплательщика в размере 20% от неуплаченной суммы налога, в соответствии со статьей 122 НК РФ:

    1. "Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
    2. Утратил силу.
    3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога".
    Внимание!

    Даже при условии того, что налогоплательщик имеет право на льготу, налоговое законодательство не освобождает такого налогоплательщика от следующих обязанностей:

    • при осуществлении "льготных" операций налогоплательщик обязан покупателям выставлять счета-фактуры. При этом счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога, на счете-фактуре ставится штамп "Без налога (НДС)";
    • налогоплательщик обязан вести книги покупок и продаж, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур.
    В том случае, если налогоплательщик, осуществляя льготируемую операцию, выставил счет-фактуру и указал в ней сумму налога (такие ситуации на практике встречаются достаточно часто), по данному счету-фактуре налогоплательщик будет обязан заплатить НДС в бюджет. Данное требование закреплено в пункте 5 статьи 173 НК РФ:
    1. "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
      1. лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
      2. налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.
        При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг)".
    Поэтому хочется дать налогоплательщикам один совет:

    В том случае, если покупатель отказывается у вас приобретать товары (работы, услуги) по счету-фактуре, не содержащему НДС, не нарушайте налоговое законодательство, оформите документы надлежащим образом. В противном случае, пострадаете "дважды": придется уплатить начисленный НДС, кроме того "входной" НДС по такой операции возместить не удастся, а учесть "входной" налог в стоимости материально-производственных запасов будет рискованно, так как статья 170 НК РФ содержит закрытый перечень случаев, когда НДС учитывается в стоимости и перестает действовать термин "освобожденных от налогообложения" (неоднозначно):

    "Суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях:

    1. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
    2. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
    3. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с настоящей главой либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
    4. приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с пунктом 2 статьи 146 настоящего Кодекса".
    В общеустановленном порядке налогоплательщик обязан сдавать в налоговую инспекцию декларации по НДС. Декларация сдается даже при условии осуществления исключительно "льготных" операций. Подавая декларацию по налогу в налоговый орган, налогоплательщик обязан все "льготные" операции отражать в разделе 5 "Операции, не подлежащие налогообложению". Налогоплательщик должен четко осознавать, что, осуществляя льготируемые операции, он все равно является налогоплательщиком, то есть объекты налогообложения у него присутствуют.

    Причем не забывайте, каждой льготируемой операции присвоен свой определенный код, который также отражается в декларации по НДС.

    Эти коды приведены в приложении 3 к Инструкции по заполнению деклараций по НДС, утвержденной Приказом МНС Российской Федерации от 21 января 2002 года №БГ-3-03/25 "Об утверждении Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость".

    На практике нередки случаи, когда налогоплательщику невыгодно применять льготу. Как в данном случае поступать, имеет ли право "льготник" отказаться?

    НК РФ предусмотрена возможность отказа от льготы. Однако чтобы использовать возможность отказа от льготы, налогоплательщик обязан соблюдать следующие условия:

    1. Перечень операций, по которым налогоплательщик может отказаться от льготы, закрытый. Данные операции перечислены в пункте 3 статьи 149 НК РФ:
    • реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы;
    • реализация товаров общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов;
    • банковские операции;
    • реализация изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;
    • услуги по страхованию;
    • услуги по негосударственному пенсионному обеспечению;
    • проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса;
    • реализация драгоценных металлов и камней, руды, содержащей драгоценные металлы, необработанных алмазов;
    • передача товаров безвозмездно в рамках благотворительной деятельности;
    • оказание услуг членами коллегий адвокатов, а также оказание услуг коллегиями адвокатов членам этих коллегий в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
    • услуги по предоставлению займа в денежной форме;
    • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджетных средств;
    • услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, оформленные путевками или курсовками;
    • реализация продукции сельскохозяйственными производителями;
    • реализация входных билетов организациями физкультуры и спорта;
    • проведение работ по тушению лесных пожаров;
    • внутрисистемная реализация в организациях уголовно-исполнительной системы.
    Таким образом применить отказ от льготы налогоплательщик имеет право только по вышеперечисленным операциям.

    Отказаться от использования других льгот налогоплательщик не имеет права.

    Второе условие, которое должен выполнить налогоплательщик.

    1. Отказаться от льготы можно только по всем осуществляемым "льготным" операциям. Частичный отказ в зависимости от категории покупателей не допускается.
    1. Третье условие, заключается в том, что отказаться от использования льготы налогоплательщик имеет право на срок не менее одного года.
    Чтобы осуществить отказ от льготы, налогоплательщик должен в налоговый орган предоставить письменное заявление (в произвольной форме). Сделать это нужно до 1-го числа того налогового периода, с которого налогоплательщик хочет отказаться от использования льготы.

    Налогоплательщику необходимо обратить внимание и на пункт 8 статьи 149 НК РФ, который устанавливает порядок определения налоговой базы по налогу в тех случаях, когда на законодательном уровне либо вводятся новые льготы, либо отменяются действующие. В таких ситуациях налогоплательщики должны применять тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

    Пример 1.

    Предположим, что законом установлена новая льгота на товар. Если на момент отгрузки данного товара новая льгота еще не действовала, то даже при условии того, что деньги за данный товар данная организация получит в период действия льготы, НДС придется заплатить в бюджет.

    Здесь особых сложностей не возникает. Сложнее выглядит ситуация, когда покупатель за товар перечислил авансовый платеж с учетом налога, а до того момента, как товар был отгружен, закон установил новую льготу. Тогда, соответственно на дату отгрузки, новая льгота уже будет действовать, при этом фирма-продавец должна либо вернуть сумму налога покупателю либо изменением к договору пересмотреть ценовую структуру (цена та же, но без НДС). Поставить к вычету НДС с аванса можно пропорционально суммам отгрузки и возврата сумм, а не в момент "возврата суммы налога".

    Окончание примера.

    Теперь, рассмотрим ситуацию, когда законодательно отменяется льгота.
    Пример 2.

    Предположим, что товар был оплачен авансовым платежом, а отгружен после отмены льготы.

    В такой ситуации фирме-продавцу придется уплатить НДС с данной реализации.

    Продавец должен выставить счет-фактуру уже с учетом налога, либо увеличив тем самым задолженность покупателя и потребовав доплатить сумму налога (что противоречит ГК РФ), либо пересмотрев структуру цены реализации и не меняя суммы включить в нее НДС.

    Окончание примера.

    Налогоплательщикам НДС стоит обратить внимание на тот факт, что Федеральным законом от 20 августа 2004 года №109-ФЗ "О внесении изменений в статьи 146 и 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в статью 149 НК РФ добавлены две новые льготы. Речь идет о подпунктах 22 и 23 пункта 3 указанной статьи. Данные льготы включены в текст налогового законодательства с целью создания условий для формирования в Российской Федерации рынка доступного жилья.

    Таким образом, с 1 января 2005 года освобождаются от налогообложения операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них (подпункт 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

    В соответствии со статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), введенного в действие с 1 марта 2005 года, жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Это помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

    Согласно статье 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся:

    • жилой дом либо его часть;
    • квартира либо ее часть;
    • комната.
    В указанной статье приведены понятия, что признается жилым домом, квартирой и комнатой:
    1. "Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
    2. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
    3. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире".
    Поэтому, к реализации указанных помещений с 1 января 2005 года применяется льгота, установленная подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 НК РФ. Причем данная льгота распространяется только на операции по их купле-продаже, к строительно-монтажным работам при возведении этих жилых объектов данная льгота отношения не имеет.

    Иначе говоря, льгота на этапе передачи законченного строительством жилищного объекта от подрядчика к заказчику-застройщику и от заказчика-застройщика к инвестору не применяется. Они работают с НДС и передают эти объекты инвестору с учетом налога. А вот при дальнейшей реализации этого жилья инвестор осуществляет льготную операцию, причем сумма "входного" налога, полученного им от заказчика-застройщика, должна быть учтена им в стоимости реализуемых жилых помещений на основании пункта 2 статьи 170 НК РФ.

    Логическим "продолжением" данной льготы является предоставление освобождения на передачу доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир (подпункт 23 пункта 3 статьи 149 НК РФ). Статьями 289 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено:

    "Статья 289. Квартира как объект права собственности

    Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 290).

    Статья 290. Общее имущество собственников квартир в многоквартирном доме

    1. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
    2. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру".
    Данная льгота введена с целью предотвращения конфликтных ситуаций и налоговых споров. Отсутствие льготы при передаче доли в праве на общее имущество, фактически означало бы, что налогоплательщик должен был бы рассчитать данную долю и при ее передаче начислить сумму налога.

    Статья 149 НК РФ устанавливает ряд льгот и для инвалидов. В частности, освобождаются от налогообложения обороты по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

    • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
    • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди работников этих организаций составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
    Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года №884 "Об утверждении товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)" утвержден перечень товаров, не освобождаемых от НДС:
    • Шины для автомобилей;
    • Охотничьи ружья;
    • Яхты, катера (кроме специального назначения);
    • Продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов);
    • Драгоценные камни и драгоценные металлы;
    • Меховые изделия (кроме изделий детского ассортимента);
    • Высококачественные изделия из хрусталя и фарфора;
    • Икра осетровых и лососевых рыб;
    • Готовая деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов.
    Также, согласно статье 149 НК РФ, освобождены от налогообложения операции по реализации изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных товаров), образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила регистрации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 января 2001 года №35 "О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства".

    Ответ: Организация-реставратор при покупке материалов, используемых ею для выполнения реставрационных работ, учитывает суммы НДС, предъявленные ей, в стоимости данных материалов. При выполнении реставрационных работ реализации материалов не происходит. Применительно к операции, освобождаемой от налогообложения на основании пп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ, организация-реставратор счет-фактуру не выставляет.

    Обоснование: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

    В силу пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.

    Реализация работ (услуг), указанных в данном подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

    Справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ;

    Копии договора на выполнение указанных в данном подпункте работ.

    Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

    Исходя из пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

    Как следует из изложенного, организация, приобретающая материалы, используемые для выполнения работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, указанных в пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, является покупателем для целей гл. 21 НК РФ, а та организация, которая эти материалы ей поставляет (продает), — продавцом.

    Продавец, применяющий общую систему налогообложения, в установленном порядке выставляет счет-фактуру, и для него эта операция (по продаже (поставке) материалов) облагается НДС вне зависимости от того, для каких целей организация-покупатель приобретает материал.

    При этом продавец в установленном порядке определяет налоговую ставку по НДС на основании положений ст. 164 НК РФ.

    В свою очередь, организация-покупатель обязана в рассматриваемой ситуации соблюдать требования пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, так как материалы приобретаются для использования в операциях, освобождаемых от обложения НДС. Иными словами, в вопросе неправильно говорить о том, что организация-реставратор облагает НДС материалы. Это организация-продавец облагает НДС операцию по продаже материалов. И это организация-продавец выставляет счет-фактуру на продажу материалов. А организация-реставратор учитывает суммы НДС, предъявленные ей, в стоимости данных материалов и права на вычет данных сумм (ст. ст. 171, 172 НК РФ) не имеет.

    Необходимость освобождения от обложения НДС операций, указанных в пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, — обязанность, а не право.

    При этом на основании пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ.

    Следовательно, организация-реставратор не выставляет счет-фактуру применительно к операции по выполнению работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, указанных в пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ.

    Таким образом, организация-реставратор в рассматриваемой ситуации учитывает суммы НДС, предъявленные ей, в стоимости данных материалов. Применительно к операции, освобождаемой от налогообложения на основании пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, организация-реставратор счет-фактуру не выставляет.

    Реализация работ (услуг), указанных в пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения). Должна ли организация-реставратор облагать НДС материалы, используемые для выполнения таких работ, если они указаны в смете и не предназначены для перепродажи? Если должна, то как правильно оформить счет-фактуру?

    размер шрифта

    ПИСЬМО МНС РФ от 22-07-2003 ВГ-6-03807 СВОД ПИСЕМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ... Актуально в 2018 году

    В целях применения подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ:

    Согласно подпункту 15 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме.

    Таким образом, от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются только доходы от оказания услуги по предоставлению денежных средств по договору займа.

    В случае когда объектом займа являются ценные бумаги, то доходы, полученные заимодавцем в виде процентов по договору займа, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.

    Что касается купонного дохода, полученного заемщиком от эмитента, в случае, если объектом займа является долговое обязательство (облигация), то указанный доход не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость у владельца облигации, т.е. у заемщика, поскольку его получение не связано с реализацией товаров (работ, услуг).

    В случае, если указанный купонный доход или часть его перечисляется заемщиком ценных бумаг заимодавцу этих ценных бумаг, то у заимодавца он подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на основании пункта 2 статьи 153 Кодекса, поскольку, передавая ценные бумаги по договору займа, он утрачивает право собственности на них и указанный доход следует рассматривать как плату за оказанную финансовую услугу по предоставлению ценных бумаг по договору займа. (Письмо МНС России от 14.04.2003 N 03-2-06/1/1176/22-Н506).