Не с неопределёнными местоимениями правило. Правописание неопределенных местоимений В чем особенность правописания неопределенных местоимений

В правописании местоимений можно выделить несколько типов правил:

1) употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях;
2) слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями;
3) слитное, раздельное и дефисное написание местоимений.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоименных наречий было
частично разобрано.

Рассмотрим каждое правило подробнее.

1. Употребление не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях :
Употребление НЕ и НИ в местоимениях.

А) в неопределённых и отрицательных местоимениях (включая местоименные
наречия) под ударением пишется не, без ударения – ни.

Приведем пример: никакой, нигде, некоторый, нисколько, ничто, никого,
некто, несколько, негде, незачем, никто.

Б) в словосочетаниях не кто иной (другой), как; не что иное (другое), как
пишется частица не, причём пишется отдельно, если словосочетания включают
частицу как; без частицы как местоимения никто, ничто в этих
словосочетаниях – никто иной (другой); ничто иное (другое) – пишутся по
общим правилам: без ударения и без предлога – ни и слитно.

Приведем пример:
Вдалеке был не кто иной, как мой бывший однокурсник. – Никто иной этого
совершить не мог; Это было не чем иным, как простым мороженным. – Ничем
иным он не занимался.

Слитное и раздельное написание не и ни с местоимениями :

А) в неопределённых и отрицательных местоимениях-числительных,
местоимениях-прилагательных, местоимениях-существительных не и ни
пишутся:
слитно, если между не и ни и корнем нет предлога;
Приведем пример: некого, никого, некто, несколько, нечто, никакого.
раздельно, если между не и ни и корнем есть предлог;
Приведем пример: ни у кого, не у кого, ни у какого, не к чему, ни к чему.

Б) в неопределённых и отрицательных местоименных наречиях не и ни всегда
пишутся слитно, поскольку это неизменяемые формы и не могут иметь при
себе предлогов;
Приведем пример: неоткуда ждать поступлений, негде жить, незачем уходить.

В) обратите внимание на правописание слов:
ни за чем, ни за что, нипочём – ни при чём, ни в какую, ни в чём ни
бывало.

Г) с остальными местоимениями (включая местоименные наречия) при
отрицании употребляется частица не, которая пишется с местоимениями
раздельно.
Приведем пример: не любой, не сам, не я, не вас, не каждому, не здесь, не
туда.

Слитное, раздельное и дефисное написание местоимений :

А) местоимения-прилагательные, местоимения-существительные и местоимения
-числительные с предлогом пишутся раздельно.
Приведем пример: за тем деревом, по этому озеру, по тому берегу, на
сколько евро дешевле?

В данном случае местоимение можно изъять из словосочетания, а предлог
оставить, или заменить местоимение существительным, прилагательным,
числительным;
Приведем пример: за углом, по озеру, по морю, на семь центов дешевле.

Б) местоименные наречия, образованные путём слияния предлога и падежной
формы местоимения-существительного, местоимения-прилагательного,
местоимения-числительного, пишутся слитно.
Приведем пример: посему, поэтому, затем, потому, насколько.

В этом случае местоимение-существительное или местоимение-прилагательное
нельзя изъять из предложения или словосочетания, а предлог оставить;

Приведем пример: Она всё решит без ошибок, поэтому не стоит волноваться;
Его не было из-за того, что он был влюблен; Он сел, затем лег.

В) всегда пишутся раздельно сочетания:
зa этим, зa что, к чему, к тому, от этого, при этом, во что бы то ни стало;

Г) необходимо различать сочетание союза и с местоименным наречием так (в этом случае союз и можно изъять из предложения) и вводное слово итак со значением вывода, итоговой мысли (и нельзя изъять из предложения; вводное слово итак можно заменить другим вводным словом, например: таким образом).

Приведем пример: Отец ругал меня за бездействие каждый день, и это длилось в течение года (это длилось в течение года).
– Во-первых, он очень молод, во-вторых, не здоров.
Итак, рассчитывать на его помощь не следует (Таким образом, рассчитывать на его помощь не следует);

Д) местоимения с приставкой кое- и постфиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис.

Кое-кто, кое-где, кто-то, где-либо, как-нибудь.

1. В неопределённых местоимениях приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся с дефисом, например: кое-что, кое-какой, кто-то, кого-либо, чем-нибудь.

Примечание . В некоторых справочниках по орфографии приставка кое- и суффиксы -то, -либо, -нибудь по традиции называются частицами.

Если после приставки кое- следует предлог, то она пишется раздельно, например: кое у кого (ср.: кое-кто), кое с кем (ср.: кое-кто).

2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего) под ударением пишется не , без ударения - ни , например: некого спросить - никого не заметить, нечего волноваться - ничего не ответить.

Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого не скрывать, ни о чём не рассказывать, возвратиться ни с чем.

3. Следует различать словосочетания не кто иной, как; не что иное, как; никто иной; ничто иное .

Сочетания не кто иной, как и не что иное, как употребляются в предложениях, где нет другого отрицания. Частица не в этих сочетаниях пишется отдельно, так как не входит в состав местоимения и после неё возможна перестановка слов (не кто иной, как - не иной кто, как). Эти сочетания имеют значение частиц именно, только и потому не являются членами предложения, например: Это был не кто иной, как наш бочар Вавила. (Т.) (Ср.: Это был не кто иной, а наш бочар Вавила.)

Сочетания никто иной и ничто иное употребляются в предложениях, где обычно уже есть отрицание; после них не употребляется союз как , но в составе предложения возможен оборот с предлогом кроме . В этих сочетаниях ни пишется слитно, так как входит в состав местоимения, поэтому в них не может быть перестановки слов. Местоимения никто и ничто являются подлежащими или дополнениями в отрицательных предложениях, например: 1) Никто иной, кроме вас, этого не сделает; 2) Кроме музыки, ничто иное его не занимало", 3) Он ничем иным не интересуется.

Вместо иной, иное во всех четырёх сочетаниях могут употребляться слова другой, другое ; не кто другой, как; ничто другое и т. д.

267. Спишите. Неопределённые местоимения подчеркните одной чертой, отрицательные - двумя. В неопределённых и отрицательных местоимениях с не или ни обозначьте ударение.

1) Маше чудился какой(то) ш..рох за дверью. (А. Н. Т.) 2) В гост..ной что(то) небольшое упало со стола и разбилось. (Ч.) 3) Ты не способен действовать из каких(либо) личных побуждений. (Фед.) 4) А ведь, пожалуй, (кое)(в) чём он был прав. (Шол.) 5) Дышать уже (не, ни)чем. (Ч.) 6) Больше говорить было (не, ни)(о)чем. (Шол.) 7) Торопиться было (не, ни)(к)чему. (А. Н. Т.) 8) Молчали, потому что (не, ни)чего было сообщить друг другу. (Гонч.) 9) Гость был (не, ни)другой кто, как наш почтенный Павел Иванович Чичиков. (Г.) 10) Ноздрёв через (не, ни)сколько времени встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался с ними как (не, ни)в чём не бывало. (Г.) 11) Я привык (не, ни)в чём не отступать от гражданских законов. (Г.) 12) (Не, ни)чего не было в ней [Уленьке] ужасного. (Г.) 13) (Не, ни)перед кем не побоялась бы она обнаружить своих мыслей, и (не, ни)какая сила не могла бы её заставить молчать, когда ей хотелось говорить. (Г.)

268. Спишите. Объясните (устно) правописание неопределённых и отрицательных местоимений.

I. 1) Тарантьев был человек ума бойкого и хитрого; (н..)кто лучше его не рассудит какого (н..)будь общего житейского вопроса. (Гонч.) 2) Никогда он не стеснялся (н..)чьим присутствием и в карман за словом не ходил. (Гонч.) 3) Пантелей рассказал ещё (кое)что. (Ч.) 4) На его зов (н..)кто не явился. (Ч.) 5) Его шальной, насмешливый взгляд (н..)(на)чём не останавливался. (Ч.) 6) Её [Анну Сергеевну] увидел (н..)кто Одинцов. (Т.) 7) (Н..)какими средствами и стараниями нельзя было докопаться, из чего сделан его [Плюшкина] халат. (Г.) 8) Швейцару дан был строжайший приказ не принимать (н..)(в)какое время и (н..)(под)каким видом Чичикова. (Г.) 9) Чиновники, говоря попросту, перебесились и поссорились (н..)(за)что. (Г.) 10) Его [Раскольникова] (н..)кто не заметил, и навстречу ему (н..)кто не попался. (Дост.) 11) Он (н..)(о)чём не думал, но какая(то) тоска волновала его и мучила. (Дост.) 12) Княжне Марье в Москве (н..)(с)кем было поговорить, (н..)кому поверить своего горя. (JI. Т.) 13) Все были уверены, что он [Дубровский], а (н..)кто другой, предводительствовал отважными злодеями. (П.)

II. 1) Предполагаемая статья есть (н..)что иное, как введение в статью собственно о Пушкине. (Бел.) 2) Что(то) случилось. (Кое)кто из дачников вышел за калитку. (А. Н. Т.) 3) (Н..)кто в классе не знает пока, (н..)кто это сделал, (н..)что руководило этим учеником. 4) Соседняя дача пока (н..)кем не занята. 5) Я не знаю, (н..)кем это помещение снято, (н..)чем занимаются занявшие его люди. 6) Этот провал есть (н..)что иное, как угасший кратер. (Л.) 7) Старцев бывал в разных домах и встречал много людей, но (н..)(с)кем не сходился близко. (Ч.) 8) Кругом не было (н..)кого. (М. Г.) 9) Говорить с ним было (н..) о чем, да он и (н..)словоохотлив был. (Бун.)

269. Дополните предложения отрицательными местоимениями.

1) Не встретил... . 2) Не встречался... . 3) Встречаться было.... 4) Не слушал.... 5) Слушать было.... 6) ... не было слышно в комнате. 7) Я не говорил... . 8) Разговаривать было... и... .

270. Включите в предложения сочетания не кто иной (как), не что иное (как) или никто иной (другой), кроме в нужных падежах.

1) Сверкавшая вдали голубая полоса была..., как река. 2) ..., кроме старого охотника, так хорошо не знал эти места. 3) Вошедший в вагон пассажир оказался..., как нашим старым знакомым. 4) Это село славится..., как искусными костяными изделиями. 5) ..., кроме Филиппа Никитича, не мог так просто и понятно разъяснить трудный вопрос. 6) Домик в лесу оказался..., как жилищем лесника.

271. Спишите. Проверьте написанное по орфографическому словарю. С выделенными словами составьте словосочетания.

Сорок..рублёвый, сорок..ножка, тысячелетие, столетний, чествовать (кого-нибудь), участвовать (в чём-нибудь), безынициативный, агр..техника, газ..фикация, электрификация, пан..рама, хрестоматия, инв..нтарь, им..тация, карикатура, ун..чтожить, п..родия, небезынтересный, экзамен..тор.

272. Запишите сначала предложения с неопределёнными местоимениями, затем - с отрицательными. Устно объясните, правописание каких местоимений требует проверки. Какими способами её можно осуществить?

1) Вот счастье бывает какое - дожить до преклонного возраста и не склоняться, даже когда согнётся спина, ни перед кем, ни перед чем... (Пришв.) 2) Грубость не делает чести никому. (Пауст.) 3) Обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. (Г.) 4) Мы так бедны смехом, что нужно, чтобы кто-нибудь расправлял наши морщины. (С.-Щ.) 5) Тячковским мужикам совсем и улицы, пожалуй, не нужно, потому что и ездить по ней не на чем: в Тячках нет ни у кого ни одной телеги. (М.-С.) 6) Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, живое, говорящее. (М. Г.) 7) Никто в Запорожье ничем не заводился и ничего не держал у себя: всё было на руках у куренного атамана. (Г.) 8) Таких примеров много в мире: не любит узнавать никто себя в сатире. (Кр.)

273. Прочитайте и определите, к какому типу речи относится этот текст. Какую роль играют местоимения в установлении связи предложений и их частей? Мотивируйте свой ответ. Спишите, расставляя знаки препинания. Сделайте морфологический разбор выделенных слов.

Школа только нач..нается с детского садика но (не)кон(?)чается никогда. Её уроки длятся всю жизнь. Рабочий ли инженер академик все кто по-настоящему любит своё дело в равной степен.. участвует в бесконечном поход.. за знаниями.

Образование мастерская где оттачивается и закаляется разум. Но знания (не)связанные с ч..ством гражданств..ности ответств..ности перед обществом (н..)чего (не)стоят. (По)этому самые важные школьные уроки это уроки гражданств..ности высокой культуры. Нравств..ные кладовые литературы музыки живописи самой жизни неисчерпаемы. Главное - с детства пр..общиться к духовному миру Отечества жить одним дыханием со своим народом быть последовательн.. и горяч., патриотом во всех своих мыслях ч..ствах и поступках. (А. Кирсанов)

Цель урока: сформировать умение различать неопределённые и отрицательные местоимения; отработать навыки правописания местоимений, развивать внимание и память, стимулировать творческую активность детей

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (лист ответа для тестовой работы, справочные материалы)

  1. Организационный момент. Введение в тему.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие по необъятным просторам русского языка. Много тайн и загадок таится в глубинах каждого языка. Целью нашего путешествия станет поиск ответов на вопросы:

  • как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?
  • как правильно писать местоимения?
  1. Игра “Поймай местоимение”.

Найдите местоимения, определите разряд, объясните правописание. (Сайды 20-26)

Задание. Поймайте местоимение и посадите его в свою лодку.

  1. По острову бродил одинокий, грустный, никому не знакомый пират.
  2. Что-то ему подсказывало: никуда не надо уходить от воды.
  3. Обвинять пирату было некого и не в чем: он получил по заслугам
  4. Через некоторое время вдали показался какой-то корабль.
  5. Пират решил где-нибудь спрятаться, чтобы его никто не обнаружил.
  6. Кое у кого из прибывших на корабле в руках было нечто удивительное.

Проверка на интерактивной доске.

  1. “Пристань чудес”.

Задание:

  1. объясните правописание;
  2. сделайте так, чтобы местоимение писалось раздельно (слайд 27)
  • нечему огорчаться – не к чему огорчаться
  • никого не спрашивать – ни у кого не спрашивать
  • нет никакой лодчонки – нет ни у какой лодчонки
  • некому приходить – не к кому приходить
  • нечем связать – не с чем связать
  1. “Морские байки”

Задание . Придумать подписи к рисункам (слайды 28-30)

  • С кем бы поговорить моряку? - Моряку не с кем было поговорить, потому что на острове никого не было.
  • У какого острова Флинт увидел свой корабль? - Ни у какого острова Флинт не увидел своего корабля.
  • Откуда пират ждал помощи? - Пирату неоткуда было ждать помощи.
  1. Диктант с самопроверкой.

(Слайд 31)

Предварительно объяснить правописание местоимений и не с глаголами, постановку знаков препинания. Затем закрыть шторкой. Дополнительное задание: найти другие местоимения.

Жило-было ничто.
Не умело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило.
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это ничего
И сказать-то
Нечего!
И.Михайлов

Как вы поняли смысл стихотворения?

Дополнительно. Р абота с программой “Уроки русского языка “Кирилла и Мефодия” 6 класс". Местоимения. Морфологический разбор местоимений. Слайд “Правописание отрицательных и неопределённых местоимений”

  1. Подведение итогов урока.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вновь в родной гавани. (Слайд 32). Чему мы научились сегодня на уроке?

  • Как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?
  • Что нужно знать, чтобы грамотно писать местоимения?

Исключите лишнее:

  • ТО, либо, нибудь, кое с неопределёнными местоимениями пишутся (слитно, через дефис)
  • Под ударением в местоимении пишется (НЕ-НИ), без ударения – (НЕ-НИ)
  • Если между КОЕ, НЕ, НИ и местоимением окажется предлог, то пишем (в одно слово, в два слова, в три слова)

Список литературы:

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

Приложение 1 . Презентация в формате PowerPoint 2007

Приложение 2 . Пояснения по работе с презентацией.

Приложение 3. Справочные материалы “Правописание неопределённых и отрицательных местоимений”

Неопределенные местоимения и наречия с суффиксами -то, -либо, -нибудь и приставкой кое- всегда пишутся через дефис: кое-кто, что-то, что-нибудь, какой-либо. При наличии предлога данные слова пишутся раздельно: кое у кого, кое с кем.

У отрицательных местоимений под ударением пишется не, без ударения ни: нЕкто, нЕкоторый, нИкто, нИ­какой. Частицы не и ни у отрицательных местоимений пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога (ни у кого).

Упр. 105. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать куда(нибудь), где(то) заночевать.

Упр. 106. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

1) (Н...)что не трогало его, не замечал он (н...)чего. (Пушкин) 2) (Н..)(на)чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. (Гончаров) 3) Тут - делать (н...)чего - друзья поцеловались. (Крылов) 4) Клим (н...)(с)кем не говорил так, как с Мариной. (Горький) 5) Он все понимал и (н...)(во)что не хотел вмешиваться. (Губанов)

Если личные 3-го лица (он, она, оно, они) употребляются в форме косвенных падежей и стоят после предлогов, то к местоимению обычно прибавляется н , например: беседовать с н ими, с н им, с н ей; вокруг н их, напротив н его, посреди н их .

Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом (наперекор им, навстречу ей, подобно ему ), после предлога благодаря (благодаря ему ) и прилагательных и наречий (Отец старше ее ; Она приехала раньше его ).

Правописание неопределенных местоимений

В неопределенных местоимениях приставка кое- и суффиксы -то , -либо , -нибудь пишутся через дефис, например: кое-что, кое-кто, кое-чей, кое-какой; кто-то, кто-либо, кто-нибудь; какой-то, какой-либо, какой-нибудь.

Примечание

В некоторых справочниках по орфографии приставка кое- и суффиксы -то , —либо , -нибудь традиционно называются частицами.

Правописание отрицательных местоимений

В отрицательных местоимениях под ударением пишется не , а без ударения — ни , например: не́ кого спросить — ни кого́ не встретить, не́ чего беспокоиться — ни чего́ не узнать .

Если при отрицательных и неопределенных местоимениях в косвенных падежах имеются предлоги, то тогда ни , не , кое- пишутся раздельно, например: некого — не от кого, никого — ни от кого, некому — не к кому, никому — ни к кому; кое-кого — кое у кого, кое-чем — кое с чем .

Сочетания

Надо различать написание сочетаний не кто иной, как; не что иное, как и никто иной, ничто иное . В сочетаниях не кто иной как; ни что иное, как возможна перестановка слов: не иной кто, как; не иное что, как , например: Это был не кто иной, как наш пропавший Егоров. — Это был не иной кто, как наш пропавший Егоров; Весь цветок — не что иное, как прекратившаяся листовая почка. — Весь цветок — не иное что, как прекратившаяся листовая почка . Сочетания не кто иной, как; не что иное, как играют роль частиц именно, как раз .

Сочетания никто иной, ничто иное

Сочетания никто иной, ничто иное не допускают подобной перестановки, они употребляются в отрицательных предложениях, где перед сказуемым стоит частица не , например: Никто иной не мог себе этого позволить; Ничто иное , кроме математики, его не интересовало .

Таким же образом надо различать сочетания не кто другой, как; не что другое, как и сочетания никто другой, ничто другое, например: Все тела есть не что другое, как сила земного притяжения (не другое что, как). — Ничто другое , кроме ежедневных упражнений, не могло ему помочь .

(7 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.