Саногенное и патогенное мышление. Саногенное мышление: путешествие к негативным эмоциям. Характерные проявления патогенного мышления

Патогенное мышление.

1. Полная свобода воображения, отрыв от реальности. Это способст­вует непроизвольным эмоциональным и инструментальным реакциям. Например: обдумывая обиду, человек невольно разрабатывает планы мести в воображении.

То же происходит с эмоциями стыда, гнева, ущемленного самолюбия и т.д. Эти эмоции причиняют страдание, и непроизвольно включаются механизмы защиты. При этом возникает агрессия, либо в отношении других, либо в отношении себя (аутоагрессия).

Так как эмоции и сопутствующие им мысли не контролируются, то они со временем закрепляются и превращаются в привычку.

2. В свою очередь каждый акт такого размышления и соображения сочетается с определенными переживаниями, то они закрепляются с образами, вызываемыми в воображении. Это способствует накоплению отрицательного опыта: обиженный становится обидчивым, ревнивым – патоло­гическим ревнивцем, естественный стыд перерастает в глубокое чувство неполноценности и т.д.

Ни одно переживание не проходит бесследно, оно увеличивает вероятность того акта мышления, которое происходило накануне или одновременно с переживанием. Если бы каждый из нас научился выполнять акт прекращения мышления, исполнять «стоп-реакцию», то он прекратил бы процесс научения, ведущий к закреплению актов патогенного мышления, порождаемых отрицательной эмоцией.

3. Патогенное мышление характеризуется полным отсутствием реф­лексии, т.е. способности рассмотреть себя со стороны и объективно оценить свои личностных характеристики и поведенческие особенности. Для него характерно полное включение в ситуацию даже после ее разрешения определенным образом.

4. При патогенном мышлении человеку свойственна тенденция лелеять в себе и сохранять отрицатель­ные образы: обиду, ревность, страх, стыд, а это ведет к пато­логии.

5. Неосознанность тех умственных операций, которые порождают эмоцию.

Патогенное мышление воспроизводит в сознании ситуацию стрес­са бесчисленное множество раз, вводит человека в хронический стресс. Усиливается состояние тревожности. Тревога – безобъектив­ный страх. В нее перерастают ожидания неприятных переживаний: боли, обиды, зависти, стыда, неудачи и др. Человек теряет способ­ность конструктивно действовать и мыслить. Повышению уверенности и снижению тревожности способствует саногенное мышление.

Черты саногенного мышления.

1. Динамизм связи нашего «Я» с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации. С одной стороны, способность «Я» полностью срастаться с ними, при необходимости эффективной дея­тельности. С другой стороны, наше «Я» характеризуется отделением от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии, в которой наше «Я» делает объектом рассмотрения именно сами об­разы и эмоциональные реакции на них. Субъект отделяет себя от собственных переживаний и наблюдает их, что освобождает образы от их «эмоциональной энергии». Исчезает не только положительное, но и отрицательное переживание, если наблюдается со стороны. Переживание всегда «занимает» сознание, а рассмотрение пе­реживания направлено на то, как оно «устроено», и происходит его устранение из сознания.

2. При саногенном мышлении интроспекция или размышление, направленное внутрь самого себя, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя. При этом происходит приспособление к подобным ситуациям, так что при их повторении острые и сильные чувства уже не возникают (фрустрационная толерантность).

3. Саногенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения (структуры) тех психических состояний, кото­рые контролируются. Такое самонаблюдение невозможно без знаний основ психологии чувств и психологии личности. Поэтому необхо­димо подробнее описать строение основных отрицательных эмоций: обиды, вины, стыда, зависти, тщеславия, страха.

Как устроена обида (гнев, агрессия).

1. В основе обиды лежат наши ожидания относительно поведе­ния любимого, значимого, ориентированного на нас человека, которые скла­дываются из опыта общения.

2. Вторым элементом является поведение этого другого человека, отклонявшееся от наших ожиданий в неблагоприятную сто­рону.

3. Наша эмоциональная реакция.

Обида возникает потому, что мы отрицаем право другого на самостоятельные действия. Обижаясь, мы эксплуатируем любовь другого человека, наказывая его чувством вины.

Обида отличается от оскорбления. Оскорбитель не испытывает
вины, ибо имеет цель причинить страдание. Если обиду мы рассматриваем как оскорбление, мы освобождаем другого человека от вины, признаем,
что он нас не любит. Оскорбление перерастает в гнев и агрессию
быстрее, чем обида.

Как устроена вина (элементы структуры).

1. Каким должен быть я в соответствии с ожиданиями другого человека или группы людей.

2. Восприятие собственного состояния «здесь и теперь».

3. Сличение модели ожидаемого и реального поведения и обнаружение несоответствия, усиленного обидой на лице партнера.

Вина – это всегда страдание. Попросив прошения, мы тем самым ослабляем собствен­ные страдания.

Как устроен стыд.

Стыд – эмоция, регулирующая поведение человека в соответст­вии с нормами, зафиксированными в «Я - концепции».

Под ударами стыда человека влечет к добродетели. Элементы структуры стыда.

1. Каким я должен быть «здесь и теперь» согласно «Я – концепции».

2. Каков я «здесь и теперь».

3. Осознание разногласия.

Стыд позволяет определить «Я - концепцию». Если нам стыдно за слабость, значит, мы считаем себя сильными. Осознаем, что это не совсем так, стремимся к совершенствованию. Опасна ложная «я – концепция», зак­люченная в формуле «я всегда должен быть...» А собственно поче­му, для чего и кому должен?

Как устроены зависть, тщеславие, гордыня.

I. Он такой же, как я, по некоторым формальным признакам.

2. Концентрация внимания на объекте сравнения.

3. Сравнение и обнаружение нетождественности: в свою поль­зу испытываем гордость, тщеславие; не в свою пользу – зависть.

Зависть и злорадство имеют одну основу. Злорадство – защита против зависти, ибо всегда найдется тот, у кого дела обстоят хуже, чем у меня. «Зависть порождается идеей равенства; зависть страшнее ненависти, ибо она порождает ее», - гласит афоризм.

Как устроен страх.

Страх порождается прогностической способностью ума пред­видеть неприятности.

Источники страха всегда связаны с субъективным восприятием и оценкой ситуации, обстоятельств или другого человека как угрозы для себя.

1. Предвидение страдания.

2. Осознание неэффективности привычных средств защиты.

3. Эмпатические страхи (бояться вместе с другими).

4. Предвидение потери радости, удовольствия от чего-либо, связанного с кем-либо.

Виды страдания разнообразны, поэтому разнообразны и страхи. Главное в любой ситуации – выявить причину, которая порождает страх, и только после этого возможно определение путей и способов избавления от него. Итак, саногенное мышление – это попытка рационализировать свои переживания. Вербализация чувства сложнее вербализации мысли. Однако именно процесс осмысления переживания сглаживает эмоции, вытесняет их из сознания, снижает интенсивность аффекта, тем самым способствует оптимизации общения. Ибо никому не захочется лишний, раз испытывать чувство вины, общаясь с обидчивым человеком,

Овладение саногенным мышлением предусматривает расшире­ние кругозора, которое состоит в понимании истоков происхождения стереотипов и их актуальности в современных условиях. Саногенное мышление – это гибкое мышление.

Саногенное мышление невозможно и без достаточно разви­того уровня сосредоточенности к концентрации внимания на объек­тах размышления (в нашем случае структуре переживаний), что до­стигается упражнениями. Саногенное мышление признает право человека поступать свободно, не в соответствии с чьими-то ожиданиями. Оно признаем, что к этому есть причины не каждый раз нам известные, оно при­знает, что поведение человека определяется им самим.

Саногенное мышление признает следующие права человека (по К. Келли):

    Право быть одному;

    Право быть независимым;

    Право на успех;

    Право быть выслушанным и принятым всерьез;

    Право получить то, за что платишь;

    Право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;

    Право просить то, что хочешь;

    Право выражать свои чувства и мысли;

    Право делать ошибки и быть ответственным за них;

    Право не быть напористым;

    Право иметь право.

Усвоение саногенного мышления.

Любое поведение, в том числе умственное, усваивается двумя путями:

1) путем самостоятельного исполнения действия;

2) путем наблюдения моделей желательного поведения и подражания выбранному образцу.

Усвоение культурных стереотипов происходит путем наблюдения моделей поведения и мышления значимых других (в реальной действительности, в письменном описании, в рассказе, в кинофильме). Модели закрепляются в сознании, если подкрепляются положительными эмоциями.

Методика обучения саногенному мышления довольно проста: представляется эмоция и педагог (тренер в специальной группе, где происходит обучение) демонстрирует, как нужно о ней думать в соответствии со знаниями о структуре эмоций и содержании соответствующих социальных стереотипов.

Саногенное мышление – это своеобразный разговор с самим собой (может осуществляться в одиночестве, письменно, в беседе с другими). Это общение между я-управителем и я, идентифицирующим себя с социальными стереотипами (тем, как я воспринимаю себя глазами других).

В процессе обучения саногенному мышлению человек воспроизводит самостоятельно и произвольно те умственные операции, которые, будучи непроизвольными, создавали симптомы невроза или слуховых галлюцинаций.

Чтобы погасить отрицательную эмоцию, ее нужно либо пережить, что чревато осложнениями, ибо вызывает в ответ отрицательные эмоции окружающих; либо проиграть в уме (при этом в ходе обдумывания важно не испытывать повторных переживаний). Благодаря освоению этого действия человек перестает быть пассивным рабом культурных стереотипов, хотя и продолжает подчеркивать их, ибо культура не может существовать без социально-этических норм. Способность отделить себя от стереотипов делает человека индивидуальностью. Умение прощать себя и других – важный акт саногенного мышления. Позвольте себе и другим «иметь право».

Итак, овладение саногенным мышлением – одно из направлений повышения эмоциональной устойчивости и оптимизации педагогического общения.

Самоконтроль позволяет человеку преобразовывать негативный аспект мыслей и чувств в позитивный: раздражение и гнев заменить спокойствием; зависть – доброжелательностью; коварство – великодушием, скепсис – надеждой и т.п. Это достигается на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки. Это второе направление формирования эмоциональной устойчивости.

В свое время Ч. Дарвин утверждал, что свободное выражение эмоций с помощью внешних признаков усиливает ее. В то же время подавление, на­сколько возможно, всех внешних проявлений смягчает эмоцию. У. Джеймс считал, что субъект сможет «преодолеть нежелательную эмоцию», если будет использовать внешние движения, противоположные желательной эмоции. В этой связи имеет смысл остановиться на экспрессивных характеристиках основных положительных эмоций: радости, удивления, интереса (по классификации К. Изарда). Умение педагога распознать по поведенческим признакам переживание радости другим человеком и знание того, как он в этом состоянии выглядит со стороны, позволит ему чаще использовать внешние признаки выражения этой эмоции в установлении благожелательных контактов с учащимися и коллегами.

1. Радость : оттягиваются уголки губ, ломается линия губ, собираются морщинки у глаз, выражается и узнается с младенчества. Первый социальный жест ребенка - улыбка.

Ощущение: уверенности, значительности, чувство, что любишь и любим, удовлетворенность. Мир видится "сквозь розовые очки" Радость увеличивает способность признавать мир. Возникает как реакция на успех после усилий, при узнавании – хорошо знакомого, особенно после длительного отсутствия, чело­века или объекта.

Радость усиливает отзывчивость. Улыбка вызывает улыбку, увеличивает устойчивость к фрустрации и боли, успокаивает, снимает напряжение.

2. Интерес : легкое приподнимание или опускание бровей, не­большое расширение или сужение век, открытый рот, наклон головы набок.

Это чувство увлеченности, зачарованности, любопытства, Интерес обусловлен новизной и изменением в человеке, среде, в воображении, памяти, мышлении.

3. Удивление : мимолетное состояние, реакция на внезапное событие.

Выражение: брови приподняты, морщинки на лбу, глаза расширены, рот приоткрыт и принимает овальную форму, колени слегка согнуты, тело устремлено вперед.

Удивление обычно вызывается положительным, иногда и отрицательным событием. Функции его – в выводе нервной системы из прежнего состояния и приспособление к внезапным изменениям. Удивление очищает нервные пути для новой активности, отличающейся от предыдущей.

Эффективность общения и обучения повышается при одновременном проявлении у учащихся радости, интереса и удивления.

Важно не бояться открыто выражать положительные эмоции. Хроническое подавление эмоций, чрезмерная сдержанность ведет к психосоматическим расстройствам.

Путь к овладению эмоциями сложен. Как указывал К.С. Станиславский, он больше похож на выманивание, чем на прямое вызывание нужного чувства. Только косвенно, создавая сложную систему представлений, понятий, образов, в состав которых входит известная эмоция, мы можем вызвать и нужные чувства и придать этим психологический колорит всей системе в целом, в том числе и внешнему выражению эмоции.

Перед любым общением с учащимися и коллегами педагогу нужно психологически «настроиться»: предварительно «проиграть» в уме логику рассуждений, форму предъявления сообщения, эмоциональное состояние, возможные затруднения общения и способы их предупреждения и преодоления, что позволит преодолевать трудности, не впадая в состояние фрустрации.

Приемы повышения эмоциональной устойчивости.

    Пытайтесь заменить отрицательное эмоциональное состояние положительным на основе волевого усилия, самовнушения, тренировки.

    «Включайте» интеллект, логику между негативным стимулом и вашей ответной реакцией (сосчитайте до десяти и «включите» саногенное мышление).

    Накапливайте и фиксируйте собственный опыт педагогических находок, успехов, добрых слов и дел.

    Будьте тактичны с окружающими, отмечайте похвалой самую маленькую удачу.

    Чаше пользуйтесь добрым юмором.

    Если же случился конфуз, проанализируйте ситуацию, сделайте вывод и прекратите «самобичевание».

    Превратите индивидуально эгоцентрическую ситуацию в типовую. «Развенчание» субъективной значимости переживаний достигается через объективное понимание их закономерностей (структуры эмоций).

    Овладейте системой релаксации (расслабления).

    Занимайтесь профилактикой фрустрирующих ситуаций, прогно­зируйте реакцию собеседников на ваше воздействие, прогнозируй­те трудности и пути их преодоления, используя знания о барь­ерах в общении и защитных формах поведения личности.

Таковы основные составляющие эмоциональной устойчивости – некоего гаранта и фактора оптимального, плодотворного общения, общения без барьеров или с благополучным их разрешением, без защитных механизмов, без срывов и эмоциональных потрясений.

Формирование культуры общения педагога с помощью

тренингового обучения

Опыт наблюдения и анализа особенностей педагогической деятельности показывает, что знаний общего характера о педагогическом общении и специальных (о смысловых и личностных барьерах и защитных формах поведения) недостаточно для успешной адаптации начинающего педагога к профессиональной деятельности. Кроме того, аналогичные затруднения испытывают не только начинающие, но и опытные педагоги. Поэтому одним из путей повышения психологической компетентности начинающих и опытных учителей является разработка специальной программы тренингового обучения общению, то есть специальной программы упражнений по формированию коммуникативных умений и навыков. Программа основывается на двух видах тренинга: аутогенной тренировке (аутотренинге) и социально-психологическом тренинге. Первый предполагает обучение релаксации путем самовнушения. Второй представляет собой совокупность групповых методов форми­рования умений и навыков самопознания и общения, главными из которых является инсценировка педагогических ситуаций (ролевая игра) с последующим анализом и обменом опытом (групповая дискуссия).

Задачей аутотренинга является формирование умения управлять вегетативными функциями. Как уже отмечалось, отрицательные эмоции сопровождаются изменениями в вегетативной системе: учащается дыхание, пульс, наблюдается похолодание конечностей, дрожь в теле (в стрессовых ситуациях) и т.п. Нормализация деятельности вегетативной системы способствует общему расслаблению и успокоению, нейтрализует переживания отрицательной модальности. Аутотренинг – один из возможных путей, способов формирования и повышения эмоциональной устойчивости личности педагога. Однако его недостаточно, чтобы сформировать у себя необходимые умения, направленные на установление продуктивных контактов с другими. Для этого необходимы групповые формы работы, одной из которых является социально-психологический тренинг, в условиях проведения которого отрабатываются умения и навыки внутригруппового и межличностного взаимодействия.

Психологические игры в рамках социально-психологического тренинга дают педагогу бесценный опыт раскрепощения, возмож­ность «снять» привычную ролевую маску учителя, стать на пози­цию другого человека и понять ее, перейти в одной позиции на другую, быть открытым к воздействию другого человека, подверг­нуть сомнению сложившиеся стереотипы профессионального мышления.

Система упражнений нацелена на осознание скрытых психологи­ческих феноменов, «укрощение» непроизвольных проявлений чело­веческой психики, что позволяет педагогу лучше ориентироваться в собственных возможностях и управлять ими. Тренинг мобилизует резервы личности, позволяет пережить радость творческого усилия.

Система упражнений позволит актуализировать когнитивную, аффективную и поведенческую сферы психической жизни педагога.

1. Технологические приемы , позволяющие педагогу глубже понять, познать воспитанника, актуализируют в большей степени когнитивную сферу личности педагога и развивают педагогическую направленность на учащегося.

2. «Эмоциональные технологии» актуализируют аффективную сферу личности педагога.

3. Отработка приемов вербального и невербального поведения актуализирует поведенческую сферу личности педагога и оптимизирует систему его воздействия на учащихся и коллег.

В тренинговой группе создается атмосфера психологической безопасности, эмпатичного понимания и принятия прут друга такими, какие есть, с недостатками и достоинствами, атмосфера игры и спонтанности, конгруэнтности (соответствия) переживаний и поведения, что снижает вероятность психических травм, скованности, неискренности.

Состав группы : 10-12 человек обоего пола, знакомых и не­знакомых друг с другом. Состав группы постоянный.

Пространство и время : замкнутое пространство учебного помещения, свободного от лишней мебели, лишь несколько мягких кресел или стульев для участников. Время каждого занятия не менее 30 минут.

Тренинг позволяет сочетать теоретические знания по общению с практическими упражнениями по развитию коммуникативных умений и навыков.

В современной психолого-педагогической литературе разрабо­тан ряд упражнений по коррекции и развитию тех или иных психичес­ких функций, коммуникативных способностей. Некоторые из них можно использовать и в рамках нашей проблемы. Методику таких знаний для педагогов разработал В.А. Кан-Калик 25 . Предложенная им система упражнений включает два цикла:

1. Упражнения, направленные на практическое овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков в управлении общением.

2. Упражнения по овладению всей системой общения в заданной педагогической ситуации.

Эта система упражнений и взята нами за основу. Нами использованы также некоторые упражнения по педагогическому общению, разработанные психологами А.А. Леонтьевым и Л.М. Митиной 26 .

Социально психологический тренинг
педагогического общения
ПЕРВЫЙ ЦИКЛ

1. Формирование мышечной свободы в процессе педагогической деятельности (упражнения начинаются с выявления мышечных зажимов).

Упражнение № I

Согните и напрягите указательный палец руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение: в сосед­ние пальцы, в кисть, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука. Постарайтесь убрать излишнее напряжение: держите палец напряжен­ным, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряженным. Освободите остальные пальцы, а указательный держите напряженным.

Упражнение № 2

Освобождение и постепенное зажатие мускулатуры. По счету до десяти освободите свою мускулатуру, начиная от головы и кончая пальцами ног, а затем напрягите ее. По счету до пяти освободите всю мускулатуру, а затем зажмите ее. (Счет может быть произвольным). Расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите все тело и опять расслабьте (сначала произволь­но, а затем на счет). Напрягите левую ногу – проверьте, не на­пряглась ли правая. Уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела.

Упражнение на мышечное зажатие и освобождение выполняются на различный счет (20, 15, 10, 5).

Упражнение № 3

Задержание и снятие напряжения. Зажать мышцы верхней части тела, задержать зажим, ослабить, по команде «раз» - зажим; по команде «два» - расслабление; освободить все тело и занять только одну группу мышц; сменить зажатую группу (ноги – левая, правая, шея, голова, пальцы – все по очереди).

Упражнение можно выполнять в процессе ходьбы.

Упражнение № 4

Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных педагогических действий. Войдите в воображаемый класс, подойдите к столу (проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение). Пишите на дос­ке, укрепите плакаты, снимите излишнее напряжение, пишите за столом (снимается излишнее напряжение). Упражнения на снятие мышечного напряжения можно выполнять с вводными заданиями. Например, Вы входите в учебное помещение, пишете на доске, шум на последнем ряду, реагируете (проверьте мышечное напряжение при реакции, уберите излишний зажим); Вы сидите за столом, читаете книгу или журнал, раздается стук в дверь - реагируете (снимите излишнее напряжение) и т.п.

Войдите в учебное помещение, встаньте перед учащимися, проверьте, нет ли в мышцах излишнего напряжения, почувствуйте себя свободным и гото­вым к любым педагогическим действиям. Импровизируйте словами, действиями; пройдите между рядами, поправьте воображаемые тетра­ди, учебники, которые неаккуратно лежат на столах (следите за излишним напряжением, пусть работают только те группы мышц, которые необходимы). Представьте, что Вы находитесь в заполнен­ном учащимися помещении - Вы пришли в аудиторию и до начала занятий решили сделать небольшую перестановку. Проделайте это так, как будто это происходит на самом деле: осмотрите помещение, сориентируйтесь (снимите излишнее напряжение). Затем предлагайте задания, следите, руководите, давайте оценку проделанному. Звенит звонок, и Вы начинаете рабо­ту (снимите излишнее напряжение).

Одновременно проводите изучению «физического аппарата» и попытайтесь уст­ранить возможные недостатки: напряженность, распущенности, сутулости, угловатости, манерности и т. п. (за этими недостатками педагог следит постоянно).

2. Выработка умения органично и последовательно действовать в публичной обстановке

Войдите в воображаемую аудиторию. Откройте воображаемое окно Напишите на доске число, пройдите по помещению, приготовьте воображаемые материалы, сядьте за стол, откройте книгу или журнал учебной группы, приоткройте дверь, выйдите из помещения. Повторите эти действия, меняя ритм: быстро войти, быстро пройти по аудитории и т.п. Смена ритмов должна быть оправдана содержанием текущей деятельности. Постарайтесь найти ритм наиболее подходящий вам в процессе движения по классу: один ритм движения или быстрая смена ритмов и т.п.

Те же упражнения, но уже с вводными (неожиданными) заданиями: сядьте за стол, откройте книгу, неожиданный стук в дверь реагируйте и действуйте; вы пишете на доске, неожиданно открылось окно – действуйте и т.п.

Мы привыкли думать, что наше здоровье зависит от питания, медицины, экологии и, наконец от человеческих отношений. Но мало кто знает, что наше здоровье и благополочие зависят от жизненной философии, составляющей принципы нашего мышления.

Вступление

Создателем теории и практики саногенного мышления является доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, зав. каф. педагогики и медицинской психологии Юрий Михайлович Орлов .

Он выдвинул предположение, что любая эмоция, которую принято рассматривать в качестве спонтанно возникающей, как проявление бессознательного, на самом деле имеет точное определение на языке умственных операций, и на языке определенной программы, в результате которой бессознательно и возникает некоторая эмоция, а человек осознает только ее результаты. Следуя этой гипотезе, удалось исследовать высшие эмоции, такие, как обида, вина, стыд, зависть, ревность и другие.
Ему удалось описать психическую структуру этих эмоций с точки зрения «поведения ума», операциональных программ поведения, вырабатывающих ту или иную эмоцию.

Система саногенного мышления позволяет постепенно научить человека делать бессознательное сознательным в результате развития способности контролировать умственные операции, рождающие нежелательные эмоции. Саногенное мышление расширяет многообразие ходов мысли и раскрепощает мысль, предлагая новые программы, уменьшающие чрезмерное проявление эмоций.

Саногенное мышление оказывает огромное влияние на психосоматические заболевания , которые представляют собой различные болезни тела, вызванные отрицательными эмоциями и состоянием сильного эмоционального стресса. Если, например, на обиду у человека возникает пищеварительная реакция, то, когда он размысливает свою эмоцию, она перестает быть пусковым механизмом этой патогенной реакции. И человек выздоравливает.

Прорыв, осуществленный саногенным мышлением в области духа, состоит еще и в том, что человек сам разбирается со своими проблемами.

Мышление и эмоции

Мы часто благополучны и неблагополучны в зависимости от того, какие, хорошие или плохие эмоции возникают в данный момент в общении с другим человеком. То же может происходить и при отсутствии реального общения, в результате непроизвольного движения наших мыслей, моделирующих общение. Меня, скажем, обидели неделю назад, а сейчас по пустячному движению мысли чувствую, как во мне из глубин души снова всплывают те же переживания, что были тогда. Мне опять становится обидно. Вследствие такого, непроизвольного мышления я оказываюсь в плену бывших чувств, хотя здесь и теперь меня никто и не думает обижать.

Мышление — великое достижение духовной эволюции человека, но оно одновременно и источник нашей боли. Когда мышление протекает непроизвольно, оно может причинять вред. Мышление, таким образом, может быть патогенным, то есть порождающим болезнь. Когда некоторые йоги утверждают: «Убей свою мысль, прекрати ее движение, иначе она тебя самого убьет!» они предлагают прямое требование, так как мысль приносит зло и его уместно прекратить. Это — чрезмерное требование, трудно выполнимое, похожее на такое лекарство от головной боли как обезглавливание. Прямой и грубый подход здесь неуместен. Будет вернее требовать не полного прекращения движения мысли, а сделать это движение правильным и безвредным.

Многие наши болезни и страдания порождаются хроническим эмоциональным стрессом . Говорят, что в плохом мире невозможно без стресса и чтобы быть здоровым нужно улучшить этот мир. Ради этого даже была сделана революция. Можно спорить, какую часть мира следует улучшать или государство, или семью, или быт, или жену или мужа, или друзей и коллег. Но это все равно не разрешит проблемы, так как основная часть эмоционального стресса исходит из головы, из болезнетворного нашего мышления .

Стресс — естественное порождение жизни. Он сам по себе безвреден, а наоборот способствует совершенствованию в приспособлении к стрессу. Однако, если стресс слишком длителен, то он с неизбежностью приводит к болезням адаптации, возникающим вследствие истощения защитных сил организма. Большинство болезней продолжаются и после прекращения стресса. Основными стрессорами, то есть источниками стресса являются стихии природы, общественные отношения и мышление человека. Первые два источника не нуждаются в особом истолковании. Мы остановим свое наше внимание только на мышлении.

Мышление, которое порождает плохие эмоции, создает эмоциональный стресс и болезни адаптации , мы называем патогенным мышлением. Патос — болезнь. Оно таково именно потому, что действует непроизвольно, само по себе, вопреки нашей воле и бессознательно. Вследствие этого мы оказываемся беззащитными перед нашим умом. Продолжение

Признаки саногенного и патогенного мышления

Саногенное мышление

Динамизм, гибкость, рефлексия мышления: наше «Я» (сознание) как бы отстраняется от собственных переживаний и наблюдает их
- Интроспекция: размышления, направленные в глубь себя, осуществляемые на фоне глубокого покоя, релаксации (острые и сильные чувства уже не возникают)
- Человек осознает строение психических состояний: понимает, как устроена обида и другие психологические реальности
- Знание индивидом общественных стереотипов, программ культурного поведения
Концентрация, сосредоточенность внимания: спокойное размышление над своим состоянием

Патогенное мышление

Полная свобода воображения: не контролируемый мыслью отрыв от реальности — отсутствие привычки контролировать и сдерживать свои мысли
- Постоянное переживание ситуации: воображение, размышление, переживания закрепляются, приобретают большую энергию, способствуют накоплению агрессии, отрицательного опыта. Человек не пытается прервать такие мысли
- Полное отсутствие рефлексии, способности рассмотреть себя и свое состояние со стороны, включенность в ситуацию
- Характерна тенденция лелеять в себе и сохранять обиду, ревность, страх, стыд, непонимание того, что это приводит к формированию патологии
- Неосознанность умственных операций, которые порождают эмоцию — отсюда неумение контролировать, понять самого себя, свое состояние

Надо знать, как работает наша умственная машина

Нетрудно понять, что если мы знаем, как устроена любая машина, мы можем ею управлять. Умственная машина — не исключение. Мышление, как и всякое поведение, осуществляется по определенным программам, которые связывают воедино все умственные действия. Осознание этих программ делает возможным бессознательные акты мышления сделать сознательными и контролировать. Важно понять, что если человек осознает те умственные операции, которые порождают эмоции, то он может контролировать их , и «выключать». Тем самым он может предотвратить последствия того, как обида или стыд, став хроническими, будут сами, во вред организму, поддерживать эмоциональный стресс, нанося ущерб себе и другим. Следовательно, владея саногенным мышлением, мы в состоянии ослабить или вовсе нейтрализовать наши эмоции. Как это происходит, мы опишем на примере эмоции, с которой каждый из нас знаком, на примере обиды. При каких условиях наша умственная машина способна вырабатывать эту эмоцию?

Саногенное мышление

Цели мышления могут быть разбиты на две группы. Наш ум может работать над тем, чтобы уменьшить наши страдания и боль. С другой стороны оно может быть направлено на то, чтобы повысить наше благополучие и счастье.

В основе саногенного мышления лежат две вещи : первое, научное знание о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции и второе, приобретение навыков и умений сознательного контроля умственного поведения, вырабатывающего эти эмоции. Следующей, главной особенностью философии саногенного мышления является ее терпимость . Она не требует отказа от обыденных привычек и принуждения себя к какому-то особому образу жизни и взятия на себя каких-либо особых обязанностей. Принцип саногенного мышления «Усилие на грани приятного» освобождает ученика от всякого насилия над самим собою и борьбы с собственными пороками.

Только знание и правильное употребление знания постепенно обеспечивает успех саногенного мышления и благополучие ученика.

До настоящего времени психологи рассматривали разум, волю и чувство как некоторые самостоятельные функции души, мало связанные между собою. Среди этих трех инстанций души приоритет принадлежит мышлению, так как, во-первых, оно может быть осознано и, во-вторых, оно, в качестве необходимого информационного процесса, включено как в осуществление воли, так и в выработку эмоций и чувств.

Результатом работы ума могут быть не только образы, представления, понятия, но и эмоции и чувства. Нас сейчас интересует связь мышления и чувств.

Умственные акты, как и всякое поведение, вначале сознательные, повторяясь, становятся привычными и, вследствие этого, перестают нуждаться в сознательном управлении. Они уже не осознаются, а протекают автоматически. Поэтому то и получается, что результат работы ума, скажем, обида возникает помимо нашей воли. Наши эмоции включаются автоматически не нами, а обстоятельствами, и нам кажется, что именно обстоятельства создают эмоцию. А на самом деле обстоятельства не создают, а только запускают умственную машину с готовой программой по выработке эмоции. Поэтому то такие вещи как обида, стыд, или вина всплывают из глубин бессознательного сами, вопреки нашему желанию. Мы не можем их устранить, так как не умеем этого делать, по той простой причине, что не знаем, каким образом они вырабатываются. Это похоже на то, что вы включили новый пылесос, машина работает, и вы не знаете, как ее выключить и только стараетесь, как бы он не засосал в себя кольца и сережки, сахар и соль со стола. А оказывается, чтобы унять машину, на ту же кнопку нужно нажать второй раз! Так же и умственная машина включается и действует, и мы не можем ею управлять, а только пытаемся как бы себе и другим не навредить, а иногда и наоборот.

Здравствуйте! Сегодня речь пойдет о такой концепции как саногенное мышление. В ней определенно есть рациональное ядро. Даже если вы не согласны с некоторыми ее позициями, все равно кое-что полезное можно получить. А что полезное – это уже определяется индивидуальность.

Что это такое?

Понятие саногенного мышления ввел в обиход Ю.М. Орлов – философ, психолог, медик. По его определению, эта система соединяет многовековую мудрость человечества с современными открытиями психологии. Данный тип мышления представляет один из способов достижения житейской мудрости, здоровья души и тела.

Интересно, что вопросами познания и передачи мудрости ученый увлекся очень давно, еще когда защищал диссертацию по теме поиска истины. После успешной защиты он показал текст своему отцу, а тот отметил, что ничего в этой работе не понял и ничему мудрому не научился. С тех пор Ю.М. Орлов начал искать средства, как привнести немного мудрости в нашу повседневную жизнь.

Суть саногенного мышления можно изложить очень простым, понятным языком. Для начала необходимо понять, что в основе мировоззрения человека лежит его философия (не наука, а собственная, индивидуальная). Именно она формирует стиль человеческого мышления. В случае, когда философия негативная – люди страдают, позитивная – находятся в хорошем состоянии и радуются жизни.

Вот и все. Фактически нам нужно избавиться от привычки мыслить патогенным образом. Тогда автоматически мы избавимся от стрессов, внутренних и внешних проблем. Звучит привлекательно, не так ли?

Получается, что саногенный образ мыслей создает чистоту у нас внутри, обладает оздоравливающим действием. Но как этого достичь на практике?

Эмоции: хорошие и плохие

Пожалуй, в каждой культуре есть замечания о плохом и хорошем. Все мы знаем, какие эмоции несут негативную направленность. Это страх, гнев, раздражение, гордость, ревность, зависть (ряд можно продолжать долго, но суть вы поняли). Эти эмоции принято укрощать или подавлять. Но для здоровья это очень вредно.

Наши мысли провоцируют разные чувства и разные реакции тела. Например, мысль, связанная с гневом, вырабатывает гормоны, которые готовят организм к драке. Получается, что гнев подавляется, драка не случается. Что происходит с гормоном, ведь он уже в крови? Он не находит применения, превращается в яд и загрязняет наш организм.

Таким образом, идея подавить эмоцию не очень хорошая. Именно теория саногенного мышления предлагает, как избавиться от эмоциональной зависимости.

Не нужно избавляться от самой эмоции. Без чувств мы потеряем вкус к жизни, впадем в пассивность, как при депрессии. Нужно правильно обойтись с эмоцией. Переживать даже негативные чувства так, чтобы они развивали нас.

На самом деле, классифицировать эмоции на плохие и хорошие несправедливо. Психологи уже отказались считать какой-нибудь тип темперамента лучшим: у каждого свои плюсы и недостатки. Эмоции следует воспринимать как реакцию организма на окружающий мир. Создается ситуация опасности – мы чувствуем страх. И он полезен, потому что является сигналом: «Пора уносить ноги». Правильно распознать сигнал – задача развитого человека.

Хронические негативные эмоции

Благодаря памяти, наше мышление может вспоминать события, ставшие причиной стресса. Такая реакция будет усиливать стресс, делать его продолжительным. Негативная эмоция появляется в любой момент с помощью ассоциативной связи. Это происходит автоматически, именно поэтому и вредно. Если мы поймем, причину появления эмоции, мы сможем управлять процессом.

Как ум воспроизводит эмоцию?

Чтобы эмоция зафиксировалась в нашем подсознании, чтобы она стала запускаться автоматически, ей нужно несколько повторений, во время которых произойдет научение. Все начинается с детства (в этом З. Фрейд точно был прав). Вот только психоанализ заявлял, что, осознав свои травмы, человек сможет исцелиться, но не предлагал никакого конкретного решения этой задачи, а концепция саногенного мышления предлагает способы поведения по отношению к вредным хроническим чувствам.

Как работать с ненужными эмоциями?

В этом нам поможет метод интроспекции – то есть, самонаблюдения. Когда человек задает себе вопросы о том, почему он поступил именно так в определенной ситуации, он старается понять, какая эмоция побудила его к действию.

Рассмотрим на примере. Для наглядности возьмем обиду. Что такое обида?

Предположим, что у вас есть друг, с которым вы давно не общались. По правде сказать, вы соскучились и решили ему написать обычное сообщение по типу: «Привет! Как дела? ». Казалось бы, простой вопрос. Но друг прочитал сообщение, ничего не ответив. Что произойдет? Скорее всего, вы почувствуете обиду. Откуда она взялась?

В большинстве ситуаций обида появляется тогда, когда кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Вы ожидали, что друг ответит на сообщение, вы сможете продолжить общение. Но этого не произошло. Чем ближе нам человек, тем сильнее и дольше мы будем обижаться.

Размышляя о том, что мы чувствуем, делая это привычным, мы уменьшаем интенсивность чувства, уменьшаем обиду. Таким образом человек получает иммунитет к другим потенциальным обидам. Заметьте, что мы не подавляем чувство (это вредно), а делаем его более кратковременным. Как только обида выполнила свою роль, она исчезает.

Как вы думаете, если кто-то обидел вас год назад, а вы до сих пор об этом думаете, это полезно или нет для вашего организма? Очевидно, что эта мысль принадлежит к патогенному мышлению. С подобными мыслями необходимо бороться. Как? Осознанием. Ведь страдать от обиды в тот момент, когда вас никто не обижает – это так… по-человечески. И абсолютно бессмысленно при этом.

Чтобы достичь радости и гармонии, нужно научиться правильно проживать негативные эмоции: правильно обижаться, стыдиться, ревновать, испытывать чувство вины. Эти чувства должны не мучить, а повышать саморегуляцию.

Если вернуться к состоянию обиды и посмотреть, какие операции проделывает наш мозг, мы увидим следующее:

  1. Определяем, к какой категории принадлежит данный человек (тот, что обидел). На основе этого придаем ему значение (близкий или нет).
  2. Строим определенные ожидания от его действий в конкретной ситуации.
  3. Наблюдаем за реальным поведением.
  4. Оцениваем, сравнивая свои ожидания с реальностью.

Что происходит после оценки? Возникает обида. Потому что придуманное не совпало с действительностью. На каких этапах проще скорректировать появление эмоции? Определенно на втором (не строить программу вообще) или на четвертом (поменять оценку).

На практике это может быть не так уж и просто. Если вы хотите узнать, как обходиться с другими негативными чувствами и какие мыслительные операции они проходят, советую обратиться к книгам Ю.М. Орлова, первой из которых может стать «Саногенное мышление».

С уважением, Александр Фадеев.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Мышление человека тесно связано с его психическим и физическим здоровьем. Великие мудрецы с древних времен рассуждали о влиянии мыслей и эмоций на жизнь человека. Они утверждали, что негативный образ мыслей порождает отрицательные эмоции и ведет к страданиям. Современная психология полностью подтверждает это. Негативный образ мысли ведет к внешним и внутренним конфликтам, порождает болезни и приводит к раннему старению. Хорошим способом избавления от негатива в душе является обучение саногенному мышлению. Рассмотрим, что такое саногенное мышление и чем оно может быть полезно.

Доктор психологических наук Юрий Михайлович Орлов создал теорию так называемого саногенного мышления. Термин «саногенный» происходит от латинского «sanus», что означает «здоровый», «оздоравливающий». Таким образом, саногенное – это здоровое мышление. Ю.М. Орлов написал замечательные книги: «Саногенное мышление», «Восхождение к индивидуальности», «Самопознание и самовоспитание характера», «Обида. Вина» и другие. В них он изложил основы своей теории. Он исследовал человеческие эмоции и пришел к выводу, что они возникают не спонтанно, а в силу особенностей мыслей каждого конкретного индивида.

Система Орлова разработана с целью обучения человека сознательному контролю возникающих эмоций, для самопознания и самовоспитания характера. Такое умение позволяет избегать ненужных негативных эмоций, которые часто возникают у человека под воздействием внешних факторов.

Психологи уже давно доказали, что отрицательные эмоции негативно влияют на здоровье, провоцируя появление разных заболеваний. Если научить человека анализировать свои отрицательные эмоции и управлять ими, то можно избежать многих болезней.

Саногенное и патогенное мышление

Патогенное и саногенное и мышление – это две противоположности. Саногенное – это здоровое мышление, а патогенное – болезнетворное, ведущее к различным заболеваниям. Все люди периодически сталкиваются с неудачами, но одни быстро их забывают, а другие прокручивают неприятную ситуацию в голове вновь и вновь. Например, человек поссорился с другом и услышал в свой адрес много неприятного. Событие уже прошло, но человек снова и снова вспоминает его, и негативные эмоции, такие, как гнев, обида или вина опять захлестывают его, не давая успокоиться. Некоторые люди склонны годами вспоминать свои неудачи, постоянно переживая отрицательные эмоции.

Со стороны может показаться, что человек намеренно причиняет себе боль, вместо того чтобы успокоиться и забыть о давно прошедшем событии. На самом деле это не так, ведь ни один нормальный человек не будет сам причинять себе боль. Неприятные мысли возникают в голове непроизвольно, без желания самого человека. Это и есть патогенное мышление – ведущее к болезням и страданиям.

Люди, обладающие саногенным мышлением, наоборот, стремятся к благополучию и здоровью, не давая отрицательным эмоциям мучить себя. Это, как и в случае с патогенным образом мыслей, происходит автоматически. Для того чтобы мыслить позитивно, человек не прилагает лишних усилий – все происходит само собой, поскольку у него уже выработалась привычка к позитивному восприятию мира.

Саногенному мышлению можно обучиться, тем самым изменив свое восприятие реальности и улучшив качество жизни. Для этого нужно изучить основные признаки обоих видов – патогенного и саногенного – и постоянно приучать себя искать в каждой неудаче плюсы и не обращать особого внимания на минусы. Постепенно мышление начнет перестраиваться.

Признаки патогенного мышления

  • Постоянное переживание ситуации без попыток остановить негативные мысли и накопление все большего количества отрицательных эмоций.
  • Отсутствие рефлексии и желания посмотреть на себя со стороны, оценить ситуацию по-другому.
  • Склонность к накоплению обид, гнева, агрессии, чувства неудовлетворенности без желания избавиться от них.
  • Непонимание того, что отрицательные мысли и эмоции отражаются на физическом здоровье.
  • Неумение управлять своими мыслями, неосознанность мыслительных операций.

Признаки саногенного мышления

  • Умение отстраниться от переживаний и взглянуть на них со стороны.
  • Склонность к размышлениям в спокойном и расслабленном состоянии, когда негативные эмоции уже не возникают.
  • Понимание того, чем являются отрицательные эмоции и как они устроены.
  • Умение концентрировать внимание на объекте размышления.
  • Склонность к рефлексии, гибкость мышления.
  • Знание и понимание стереотипов человеческого поведения и культурных программ, укрепившихся в обществе.
  • Умение видеть преимущества в любой ситуации.
  • Склонность к позитивному восприятию мира и направленность на позитивные действия, оказывающие саногенное влияние на тело и душу.

Обучившись саногенному мышлению, человек сможет изменить свою жизнь к лучшему, избавиться от старых обид, научиться бороться со стрессом и находить положительные стороны в любой жизненной ситуации.

Мышление как философия определяет результат человеческой и поведения, отношение к происходящему, мироощущение и состояние души. Мышление, служащее причиной негативных и пагубно влияющее на здоровье, называют патогенным. Его противоположность – саногенное, или оздоравливающее мышление. Автор концепции – Ю. М. Орлов.

Саногенное мышление предполагает самостоятельную регуляцию человеком своих эмоциональных состояний. В результате этого повышается стрессоустойчивость.

Суть саногенного мышления состоит в адекватном переосмыслении прошлого опыта, выявлении и коррекции стратегий поведения и рефлексии, приводящих к страданиям, изменении жизненной философии. Это не бегство от негатива, а сознательное его рассмотрение и проработка.

Для осознания работы концепции важно вспомнить функции :

  • корректировка поведения в связи с изменениями внешних условий (информирование);
  • объяснение причин изменения условий (тут и начинают формироваться эмоции в зависимости от того, как человек характеризует сложившуюся ситуацию).

Важно не подавлять эмоции, а учиться контролировать их силу и не давать перейти в статус хронических. Патогенное мышление не позволяет завершить эмоцию, что вызывает хронический стресс, и окружением. Саногенное мышление предполагает обучение правильному мышлению для завершения каждой негативной эмоции ( , гнев, обида, раздражение).

Не стоит путать позитивное мышление и саногенное. Позитивное имеет краткосрочный характер и совершенно другие характеристики. Среди общего у них только смена взгляда на травмирующую ситуацию.

Сравнительный анализ патогенного и саногенного мышления

  • Патогенное мышление вызывает страдания и болезни. Саногенное ведет к благополучию и счастью.
  • Патогенное мышление основано на привычках и его можно отнести скорее к бессознательному. Саногенное мышление – сознательное. Оно позволяет рационально оценивать преемственность используемого поведения.
  • Каждое мышление предполагает одни и те же операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование. Но при патогенном типе операции используются неуместно.

Принципы саногенного мышления

  1. Необходимо признать реальность эмоций. Их зависимость от нашего мышления.
  2. Следовать уместности мыслительных операций.
  3. Развивать .
  4. Поддерживать и понимать единство теории и практики, философии и психологии, житейской психологии и научной. Важно понимать психологические особенности эмоций и мышления.
  5. Следовать научности, то есть понимать работу мозга при выработке эмоций.

Структура эмоции как устойчивого переживания

Для распознавания застоявшейся эмоции нужно знать ее структуру:

  1. Наши ожидания в отношении поведения другого человека. Наше восприятие и трактовка его поведения. Разница между этими показателями.
  2. Сила, содержание и продолжительность эмоции.
  3. Сила и специфика, с которой мы говорим о своих эмоциях и принимаем их от других.
  4. Включение в работу гормонов, обеспечивающих поддержание, течение и разрешение эмоции.
  5. Поведение, направленное наружу ради разрешения или усиления эмоции.

Методы саногенного мышления

Саногенное мышление предполагает обучение методам распознавания корней эмоций, выработку умений и навыков этого распознавания, формирование привычек рационального мышления.

Ведение дневника

Освоить саногенное мышление позволит ведение дневника. Рассмотрим ситуацию на примере такой негативной эмоции, как обида.

  1. Вспомните последнюю обиду. Детально запишите условия ситуации, облик обидчика, свои мысли на тот момент.
  2. Составьте список обидчиков. Напротив каждого имени зафиксируйте ситуации, вызывающие обиды.
  3. Каждую ситуацию разберите по следующему плану:
  • Какого поведения вы ждете от этого человека?
  • Опишите реальное поведение, обидевшее вас (в том числе мимику, жесты, речь).
  • «От чего должен отказаться этот человек, чтобы я не обижалась?»
  • Опишите черты характера обидчика, которые вас расстраивают.
  • Каким должен быть обидчик, чтобы перестать быть таковым?
  • Оцените силу обиды по 10-бальной шкале.
  • Определите свой стиль поведения и психологические защиты во время обиды.
  • Возьмите чистый лист и краски. Выберите цвет, который кажется привлекательным, и рисуйте произвольные фигуры. Это лист вашей обиды, негативных эмоций. Вложите его в дневник.
  • Возьмите другой лист. Цветом, который привлекателен, теперь тоже нарисуйте произвольную картину. Сложите лист (как хотите), разверните, добавьте белой краски.
  • Оцените силу обиды теперь.
  • Если значение меньше 3, то вы почти проработали обиду. Повторите действие с другими ситуациями (не обязательно в этот раз).

При значении меньше 3 можно переходить к аутопсихоанализу.

Аутопсихоанализ

Основной метод саногенного мышления – аутопсихоанализ мышления, вызвавшего негативные переживания, то есть угашение эмоции с помощью размышления. Угашение эмоции – это повторное проживание ситуации без подкрепления, то есть отстраненный рассказ об эмоции, высмеивание, взгляд со стороны (проигрывание ситуации). Важно разобрать собственную эмоцию: ее причины, силу.

  1. Вспомните ситуацию, когда вы были счастливы и спокойны.
  2. Выберите одну из проработанных в дневнике ситуаций.
  3. Прочитайте ее и оцените свои эмоции. Если вы смогли остаться спокойным, то можно анализировать. Если обида снова проснулась, то нужно вернуться к четвертому пункту из предыдущего списка.
  4. Проанализируйте ситуацию по плану:
  • Как человек должен был вести себя, чтобы я не обиделась?
  • Откуда берутся мои ожидания?
  • Они реальны? Партнер может им соответствовать?
  • Он знает о них?
  • Какие стереотипы руководят мной?
  • Какие проекции я использую?

Повторюсь, что это актуально не только для обиды, но и любой другой негативной эмоции: злости, гнева, зависти. Подробнее о проработке обид можно прочитать в статьях и .