Сообщение на тему ткацкое ремесло. Узорное ткачество и виды ткачества. Прибой уточной нити

Ткачество

Реконструкция вертикального ткацкого станка с Фарерских островов

Вертикальный ткацкий станок

Ткач на немецкой гравюре 1568 года. Горизонтальный ткацкий станок

Тка́чество - производство ткани на ткацких станках , одно из древнейших человеческих ремёсел . Оно возникло в позднем неолите как эволюция плетения . В более широком смысле под ткачеством понимают весь комплекс технологических процессов, составляющих ткацкое производство. Человека, профессионально занимающегося ткачеством, называют ткачом . Существует два вида ткацких станков: вертикальный и горизонтальный.

История

Сам метод ткачества появился ещё в каменном веке. Первоначально ткацкий станок был вертикальным (сохранились до наших дней у некоторых индейских племён; используется для ковроткачества). Повсеместно для ткачества использовались разного рода ручные приспособления (дощечки , бёрдышки). Позднее был изобретён горизонтальный ткацкий станок . В Средние века эта профессия не пользовалась большим уважением. В странах Европы распространённым сырьём для пряжи были шерсть и лён , а также импортируемые из Азии хлопок и шёлк . Появление ткацкого станка позволило производить ткани высокого качества. Тем не менее, эпоха индустриализации положила конец этой ранее распространённой профессии. Многие ткачи были повергнуты в нищету, став одними из первых, кто почувствовал на себе негативные последствия индустриализации. Именно ткачи бунтовали против массового внедрения станков и замену мануфактур и надомных ткачей фабриками (луддиты). Этой теме посвящена драма Герхарта Гауптмана «Ткачи » («Die Weber», 1892), рассказывающая о восстании ткачей в Силезии .

Ткачество в народной культуре

До 19-20 вв. ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного (т. н. посконного) холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. С процессом тканья, особенно с ответственными стадиями начала и срезания готового изделия (например, полосы холста), связаны многие поверья и приметы.

Развивалось также узорное тканье, т.е изготовление изделий, украшенных геометрическим орнаментом путем переплетения цветных нитей. Узорные ткани в виде полос различного размера и лент использовались для декорирования предметов одежды с 18 - 19 вв.: главным образом, они пришивались к белым холщовым или пестрядинным рубахам и головным полотенцам. В татарской и башкирской культуре браное ткачество использовалось преимущественно для предметов интерьерного назначения, у чувашей (низовой этнографической группы) - почти полностью для украшения предметов одежды. У первых более распространенной была техника закладного тканья (с яркими поперечными или ступенчатыми узорами и характерными узкими «щелями»), у чувашей и удмуртов - т. н. браный и выборный способы, при которых орнамент образуется прокидыванием цветных уточных нитей (красным - в браном тканье, разноцветными - в выборном). Тканье использовалось и для изготовления поясов - полосатых, с орнаментом и даже надписями; как правило, это т. н. плоские или ленточные пояса. Среди народов Поволжья и Приуралья (марийцев, мокши, эрьзя, удмуртов) домашнее ткачество сохранялось: для изготовления одежды - до 1970-80-х гг., для тканья праздничных поясов - до 21 в.

Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов. В 2000-х гг. оно стало развиваться в рамках обществ военно-исторической реконструкции.

Современность

В наше время основная часть тканей производится промышленным образом. Ручное ткачество встречается только в прикладном искусстве и изделия нередко предлагаются на ярмарках и в сувенирных магазинах. В странах Третьего мира , однако, всё ещё существует много ткачей, зарабатывающих своей профессией на жизнь. В этой сфере нередко эксплуатируются и дети.

Литература

  • Грановский Т. С. Удивительная специальность - ткачество. М., 1989
  • Неелов В. В. Ткачество: от плетельных рам до многозвенных машин. М., 1986.
  • Минеева, Валентина Алексеевна . Чувашское узорное ткачество: кн.-альбом (на чув. и русск. яз.) / Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. - 183 с. : ил., портр.; 27 см. - (Из опыта народных мастеров).
  • Книга А. И. Ильбековой «Слово о ткачестве». Чебоксары: Чувашия, 2006 г.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ткачество" в других словарях:

    Тканье Словарь русских синонимов. ткачество сущ., кол во синонимов: 4 льноткачество (1) … Словарь синонимов

    Выработка ткани на ткацком станке. В широком смысле то же, что ткацкое производство … Большой Энциклопедический словарь

    ТКАЧЕСТВО, ткачества, мн. нет, ср. То же, что тканье в 1 знач. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ТКАЧЕСТВО, а, ср. Искусство, техника изготовления тканей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Ткачество - произ во изделий из волокон на ткацких станках, возникло в результате эволюции плетения в позднем неолите. У рус. до 19 в. преобладало домашнее Т. и отчасти ремесленное и кустарное, лишь в 1 й пол. 19 в. эти формы стали вытесняться сначала… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Изначальный Великий Ткач это создатель вселенной, ткущий на ткацком станке жизни судьбы всего сущего. Все богини Судьбы и Времени прядильщицы и ткачихи. Ткач это также Космический Паук, а нить Великого Ткача это пуповина, соединяющая человека с… … Словарь символов

    Изготовление ткани на ткацком станке. В широком смысле слова под ткачеством понимают совокупность процессов, составляющих ткацкое производство. Ткацкое производство включает подготовительные операции (создание паковок нитей основы и уткá),… … Энциклопедия техники

    А; ср. Изготовление, производство тканей; отрасль текстильной промышленности, связанная с производством тканей. Руководство по ткачеству. Заниматься ткачеством. ◁ Ткацкий (см.). * * * ткачество выработка ткани на ткацком станке. Известно с… … Энциклопедический словарь

    ткачество - ▲ производство ткань ткачество производство ткани. тканье. ткач. ткачиха. ткать. тканый. заткать. тонкопряха. домотканый. самотканый (прост). уток. основа. челнок. батан. сновать. сновальный. крашенина. лейкотропы. каландрование. каландр.… … Идеографический словарь русского языка

    Изготовление ткани на ткацком станке (См. Ткацкий станок). В широком смысле слова под Т. понимают совокупность технологических процессов, составляющих Ткацкое производство … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Русское ткачество Практика История Современность Том 3 Кочующие фрески , Дворкина И.. Вашему вниманию предлагается книга "Ручное ткачество" . 3 том посвящен истории старинной шпалеры и современному гобелену…

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Прошедшее надо знать не потому,

что оно прошло, а потому, что, уходя,

оно не умело убрать своих последствий.
(В. О. Ключевский)

Актуальность исследования . Для современного общества актуальной является проблема сохранения образцов народной культуры. Актуализация традиционной народной культуры - один из вариантов сохранения самобытности нации, национальных традиций, содержащих в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия.

Ручное ткачество неразрывно связано с народной традиционной культурой. В то же время оно оказало заметное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства Нового времени и подготовило художественную практику XX и XXI веков. Профессионалы, работающие в области современного дизайна и искусства текстиля, проявляют интерес к использованию традиционных текстильных техник, в частности ручного ткачества и плетения.

В связи свыше сказанным, становится очевидным актуальность изучения различных техник, традиций, сформированных поколениями народных мастеров, в области ручного ткачества.

Осмысление и изучение текстильной культуры можно найти в работах, Н.И. Лебедевой Г.С. Масловой, Н.М. Калашниковой, В.И.Савицкая, В.И.Неелов, И.Я. Богуславской, Н.С. Королевой, и др.

В книге Е. И. Осипова «Ткачество. Новгородские традиции и современность» знакомит с современными и этнографическими образцами ткацкого оборудования и инструментарием, с различными технологическими приемами ручного ткачества, празднично-обрядовой культурой. М.М.Савенкова «Ручное художественное ткачество», рассматривает ряд техник ручного ткачества и плетения, не требующих сложных технических приспособлений и инструментов, которые могут быть освоены в клубной работе с детьми различного возраста.

Хочется особо отметить книгу Н.С Королёвой и Л.А Кожевниковой "Современное узорное ткачество", которая посвящена русскому узорному ткачеству, его истории и основным технологическим приёмам. Большое внимание уделяется вопросу применения тканых изделий в современном интерьере и для оформления костюма. Теме народных промыслов и развившихся на их базе центров ручного ткачества посвящены многочисленные издания справочного типа.

Цель работы :

Изучить разнообразные приемы ручного ткачества, используемые с древнейших времен до наших дней и применить общественный опыт в детском коллективе.

Задачи:

Изучение и анализ необходимой информации;

Ознакомиться с приемом ткачества и плетения в традициях ремесла.

Рассмотреть вопрос о дальнейшем творческом развитии традиций домашнего ткачества на современном этапе.

Методологической основой исследования послужило понимание сущности предмета исследования как общественного явления, освещенного в трудах В.В.Неелова, где ткачество рассматривается как творческий процесс, как важная область истории цивилизации.

Объект исследования : ручное ткачество.

Предмет исследования : виды ручного ткачества.

Методы исследования : теоретическое исследование истории ткачества, обобщение полученных знаний, приобретение навыков ручного ткачества.

Ценность и новизна работы состоит в том, что впервые в нашей школе исследуется ручное ткачество в его исторических, технологических и художественных направлениях, а также предполагается применение элементов ручного ткачества в детском коллективе.

Исследование проводилось в следующей последовательности :

Определение проблемы, цели и задач исследования;

Сбор материала и теоретическое обоснование изучаемой проблемы;

Проведение эксперимента по ознакомлению учащихся с основным принципом ручного ткачества и устройством ткацкого станка;

Формулировка выводов на основе изученного теоретического и практического материала.

Источниковую базу исследования составляют литературные источники, материалы из сети интернет, которые позволили ознакомиться с традициями и разновидностями техники ручного ткачества. Источником для наглядности послужили образцы из фондов художественных музеев России.

Практическая значимость : Результаты технологической задачи могут быть применимы к практическим занятиям с учащимися во - внеурочное время, опирающихся на традиции и достижения народного искусства.

Глава1. История ткачества

В своем труде "Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество" К. Маркс указывал на существование ткачества уже в период низшей ступени варварства: "Ручное ткачество с основой и утком, по-видимому, относится к этому периоду, это одно из величайших изобретений; но нельзя с уверенностью утверждать, что это искусство не было уже известно в состоянии дикости." Это было исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы.

По всей Азии стали применять ткацкие станки. Ткачи быстро научились украшать свои изделия разными узорами, которые сплетались из разноцветных нитей. Одновременно человек стал раскрашивать ткани соком различных растений. Так ткачество превратилось в искусство.

Ткачество было известно не только народам Европы и Азии. В Америке его знали уже древние инки. Изобретенное ими искусство ткачества сегодня сохранилось у индейцев из Южной Америки.

Искусство ковроделия было развито еще у древних египтян, у греков, у персов, скифов. В средние века огромное распространение получило искусство тканых шпалер, украшавших стены рыцарских замков.

Слово «гобелен» (техника: закладное ткачество) родилось во Франции в 17 веке. Произошло оно от фамилии семейства Гобеленов и перешло сначала к названию фабрики и местности, где фабрика была устроена, а потом и к ее изделиям. В 17 веке Людовик 14 купил ткацкую и красильную мастерскую Гобеленов и создал на их основ 2 «Королевскую гобеленовую мануфактуру».

Найденные при археологических раскопках пряслица и кусочки ткани свидетельствуют о том, что узорное ткачество было известно ещё в Древней Руси. Узорные скатерти, столешники, полотенца и другие тканые изделия часто упоминаются в описях имущества XVII в. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента выделяется ткачество Русского Севера, центральных и южных районов России, Поволжья, Северного Кавказа и других регионов

Вывод: ткачество - важная отрасль материальной и духовной культуры, одно из самых древних изобретений человечества.

Глава 2. Ткачество из глубины веков

На основании изучения и реконструкции традиционных текстильных техник, исследователи выделили те способы получения ткани, которые предшествовали ручному ткачеству. К ним относятся наиболее древние техники: дерганья, плетение, полутканье и называемое «примитивное тканье». Для тканья поясов (тесьмы) применяли инструменты: бердышки, сволочки, дощечки. Для ткачества ткани применяли вертикальные и горизонтальные ткацкие станки.

Наиболее простые и древние виды плетения начинаются с элементарной косички.

С пособов переплетения нитей в ручном ткачестве существует несколько. Самым простейшим способом ручного ткачества можно считать плетение

« В чешуйку » .

Для изготовления пояса взять нечетное количество нитей.

Совет : необходимо толстые нити или даже пряди. Плетение пойдет гораздо быстрее, проще будет следить за узором, да и поясок будет иметь приятную объемистость.
Когда начинается следующий проход необходимо внимательно следить за тем, над какой нитью пройдет рабочая (такие нити обычно выпираю вверх) и под какую она поднырнёт. При эксперименте с разными цветами, мы убедились, что при одном и том- же количестве нитей, светлые пояса зрительно шире, чем из темных нитей.

Ткачество поясов (тесьмы) на дощечках выполняется методом переброса дощечек, методом обратного хода и др. В нашей стране существуют отдельные исследования об использовании этого вида приспособлений различными народами. Б.А. Куфтин, Н.И. Лебедева считали, что ткачество на дощечках существовало у финно-угорских народов с периода неолита. Оно предшествовало ткачеству двухосновных понев на станке. В Тульской области на дощечках ткали кайму для понев, шириной 40 см. (Лебедева Н.И., 1956.С.504). Н.И. Лебедева также отмечает наличие ткачества на дощечках с двумя отверстиями как отличительную черту у восточных славян. Дощечка с двумя отверстиями называлась «вертлюг». Н.И. Шишлина предполагает, что уже в эпоху энеолита у кочевников евразийских степей, для ткачества применялись простейшие устройства кружки или дощечки (Шишлина Н. И., 1999. с.27,34).

Б ранное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова "брать"), когда нити основы "пробираются" при помощи специальной дощечки - бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Выполненные большей частью из белых или суровых льняных ниток, народные ажурные ткани привлекают своей скромной изысканной красотой, тонкостью исполнения. В них хорошо выявлены свойства материала: шелковистый блеск, мягкость и гибкость льняных нитей.
Бранными узорами в старину любили украшать полотенца, скатерти, детали женской одежды. Все предметы, украшенные бранными узорами, имели в старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами оберегательного значения. Такая техника бранного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.

При всей кажущейся сложности ажурные ткани выполняются довольно просто, при помощи обычной дощечки - бральницы. Особенностью ажурного ткачества является то, что при наборе нитей основы на дощечку нужно предварительно перевить их пальцами левой руки, поодиночке или группами.
По внешнему виду бранные ткани напоминают вышивку вперед иглой: и там и здесь цветней нитке проходит то сверху, то снизу полотна, не включаясь в полотняное переплетение. Интересная техника «примитивного тканья», так называемый « живой стан» . Этот уникальный способ был описан пензенским краеведом Гвоздевым. Образцы поясов, вытканных на «живом стане», были экспонированы им в 1923 г. на Сельскохозяйственной выставке в Москве.По мнению этнографа Н.И. Лебедевой, «живой стан», представляет большой исторический интерес, так как, «возможно, что мы имеем здесь дело со случайно сохранившимся реликтом древней техники тканья» и «допустимо предположить, что этот способ тканья мог возникнуть в прошлом при наличии большой семьи или даже материнско-родовой группы, позволявшей организовать такой сложный процесс, требовавший участия большого количества женщин, идеальной дисциплины и слаженности в работе, руководимой старшей». Согласно описанию процесс работы на «живом стане» происходил следующим образом: пять женщин становились рядом, пять других - напротив них; одиннадцатая женщина руководила всем процессом ткачества и прокладывала уток, исполняя роль челнока. Нити основы натягивались от одной группы женщин к другой и закреплялись на пальцах рук. Затем, по команде руководительницы, одна группа поднимала руки вверх, и в образовавшийся зев прокладывался уток. После чего другая группа женщин поднимала руки, а первая - опускала, и в зев вновь прокладывался уток. В этом способе тканья налицо два главных признака ткачества: наличие основы, утка и механического чередования зева.

Другой древней текстильной технике - дерганью поясков . 4 Дерганье - традиционный вид плетения, в котором использовались пять петель. Техника «дерганья» в XIX - начале ХХ вв. была распространена в Российской империи: в Рязанской, Смоленской, Брянской, Липецкой, Могилевской, Витебской областях, а также у народов Прибалтики и Финляндии. Шнур, полученный при помощи дерганья, употреблялся для украшения одежды в качестве тесьмы или пояса и на петли к пуговицам рубах. Широкое распространение техники дерганья говорит о древней культурной общности народов, проживавших на территории северо-запада Восточной Европы. Значение узорного пояса для человека, не оторванного от традиционной культуры, было огромным. Пояс охранял самую уязвимую часть тела - живот.С поясом были связаны многочисленные ритуалы. У народов северо-запада Восточной Европы считалось, что пояс, имеет чудодейственную магическую силу. На нем произносили заклинания и гадали. Он служил оберегом от нечистой силы, считалось, что пояс придает силу при выполнении трудной работы. Традиции, связанные с поясами, очень разнообразны и устойчивы. Так, например, пояс мог служить символом любви и добрых взаимоотношений. Он использовался в обрядах, связанных с рождением и смертью человека; пояса играли большую роль в свадебных церемониях . тема очень широка и многообразная, Живой интерес вызвала статья Черных А. В. «Сей поесъследуеть носить... » (надписи на поясах в Пермском Прикамье) ,где тканый орнамент для человека конца XIX - начала ХХ в. был своеобразным текстом, несущим определенную информацию, систематизирован материал о семантические аспекты ручного ткачества в России (конец XIX-начало XX в.)

Вывод: В результате изучения основных видов дерганья, плетение, полутканье и так называемое «примитивное тканье», можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению и развитию техники ткачества на вертикальных и горизонтальных ткацких станках. Ручное ткачество сегодня продолжает успешно развиваться как область декоративно-прикладного искусства, т. е. полноправно существо-вать в системе художественной культуры ХХI века.

Глава 3. Ручное ткачество и современность

Народное узорное ткачество в настоящее время развивается очень активно, это объясняется тем, что вещи, вытканные ручным способом, отличаются неповторимостью композиционного и колористического решения, богатством орнамента и структурных переплетений. Для современного узорного ткачества характерна преемственность местных художественных традиций и технических приёмов, сложившихся на протяжении многих веков. Богатые традиции народного узорного ткачества успешно развивают художники и мастера предприятий народных художественных промыслов, а также мастера, работающие на дому.

Ручное ткачество - необычное в наше время старинное ремесло. Оно не требует сложного оборудования и специального сырья. Может пригодиться любая пряжа, даже самые короткие остатки. В настоящее время используют нитки другие материалы промышленного изготовления. Художественное решение узорных тканых изделий в большей степени зависит от техники ткачества, поскольку фактура самой ткани, её орнаментальное решение определяются особыми видами заправки станка, способами ткачества. Специфика и художественные особенности тканых изделий определяются техникой и различными видами ткачества, которых очень много: закладное, бранное, выборное, переборное, ремизное и др.

Мастера и художники народных промыслов бережно хранят традиции узорного ткачества. Современные эстетические представления, художественное чутьё и вкус позволяют им обогащать искони применявшиеся художественные и технические приёмы.

Вывод : Искусство ручного ткачества органически входит в современную предметную среду, а это является залогом дальнейшего его развития. Единство функции и формы вещи, её художественного образа и материала - это достижения традиционного народного искусства, обеспечивающие жизнь узорному ткачеству не только в наши дни, но и в будущем.

Заключение. В ходе данной исследовательской работы, автор получила много знаний об истории ткачества, его особенностях, видах отделки тканых изделий. Исследовала основные техники ткачества, традиционные особенности ткачества разных народов. Было интересно проследить развитие и изменение ткачества от старины до современности. В результате изучения основных древних видов плетения, полутканья, дерганья, «примитивного тканья» можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению и развитию техники ткачества на вертикальных и горизонтальных ткацких станках.

Собранный материал, безусловно, предполагает дальнейшее его использование в качестве основы научно-исследовательской и практической деятельности. В нашей школе осознанно и целенаправленно реализуется установка на включение в учебный процесс (внеурочная работа, клубные занятия) данного ремесла в качестве главной источниковедческой базы всей работы в целом.

Ручное ткачество сегодня продолжает успешно развиваться как область декоративно-прикладного искусства, полноправно существовать в системе художественной культуры ХХI века. Изучение материально - культурных ценностей прошлого, возрождение их в форме обучения традиционным способам обработки природных материалов, позволит сохранить многие старинные ремесла, посеять в современном обществе семена народной культуры, традиций, способствует сохранению и дальнейшему развитию и применению в современности культуры наших предков. Только зная цену, умея хранить, что имеешь, можно сохранить нашу русскую культуру. Исследовательский материал может быть применен при подготовке к народным обрядовым праздникам, на клубных занятиях, во внеурочной деятельности.

Список использованной литературы

1.Цветкова Н.Н. Искусство текстиля: ручное ткачество (северо-запад Восточной Европы XIX-XX вв.). - Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, СПб, 2002. - Гл. «Из истории традиционного ткачества», табл. 1 «Виды плетения, тканья и примитивного тканья».

2.Лебедева Н.И. Прядение и ткачество древних славян // Восточнославянский этнографический сборник, 1956. - С. 509.

3.20.09.05-21.10.05. - выставочный центр «WoodendBarn», г. Абердин, Великобритания. Мастер класс «Ручное ткачество. Живой стан». - см. Цветкова Н. Методическое пособие по проведению мастер-класса «Ручное ткачество. Живой стан». 2005., англ. яз.

4.27.09.05-28.09.05.- выставочный центр «WoodendBarn», г. Абердин, Великобритания. Мастер класс «Ручное ткачество. Плетение». - см. Цветкова Н. Методическое пособие по проведению мастер класса «Ручное ткачество. Плетение». 2005., англ. яз.

5. См. Восточнославянский этнографический сборник, 1956. - С. 499-50

6. Черных А. В. «Сей поесъследуеть носить... » (надписи на поясах в ПермскомПрикамье) Тради-ционная культура: науч. альманах. 2003. № 3 (11). С. 44.

7. Воронов В. С. Крестьянское искусство. М.: Гос. шд-во, 1924. С. 5-6.

1. Вводная часть ………………………………………………………….

2. Художественная часть ……………………………………………………...

3. Технологическая часть …………………………………………………

4. Заключение…………………………………………………………

5. Список используемой литературы …………………………………

6. Приложение ………………………………………………………..

Вводная часть

«Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе,

стремится вносить в свою жизнь красоту.»

А. М. Горький

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.

В отличии от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. - с художественным конструированием и дизайном.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия.

Под прикладным искусством обычно имеют ввиду род творческой деятельности, при которой художественная функция произведения в той или иной мере сочетается с утилитарной (от лат. utilitas - «польза, выгода»). Поэтому произведение прикладного искусства является бифункциональным (лат. bi - «два») - его можно воспринимать как художественную ценность и использовать практически. Тонкость подобного определения заключается в том, что художественость произведения не «прикладывается» к полезности как некое обременительное свойство. В истории искусства обе стороны

Народное декоративно - прикладное искусство - одна из форм общественного сознания и общественной деятельности. Оно зародилось в первобытном обществе, когда человек жил в условиях родового строя, а средства к существованию добывала примитивными орудиями. Тогда вся деятельность могла быть только коллективной. Отсутствие сложных трудовых операций приводило к тому, что все члены коллектива имели одни и те же обязанности, овладевали одни и те же трудовые навыки.

В развитии искусства происходит постоянная материализация духовного и одухотворение материального. Результатом этого двустороннего процесса является проникновение художественного мышления в сферы утилитарной деятельности - ремесло, технику, строительство. Можно также сказать, что декоративное творчество концептуально, а прикладное - предметно. Их соединение неоднородно. Дополнительная сложность в определении сущности и границ предмета традиционного декоративно-прикладного искусства заключается в том, что предметно-функциональная структура таких произведений существенно меняется в историческом времени и пространстве.

Примечательно, что в исторической последовательности шло развитие народного декоративного искусства в таких формах, как домашнее и организовано производство: в цехах, мастерских, мануфактурах. Интересно высказывание известного немецкого архитектора прошлого века Г. Земпера о взаимосвязи ткачества и архитектуры: «Несомненно, что ткачество древнее архитектуры, что орнамент переносился не со стен на ткани, а, наоборот, с тканей на стены. Достаточно лишь взглянуть на регулярное расположение линий и фигур, чтобы узнать в них чередование нитей» .
Конечно, ни один из видов волокнистых материалов не мог сохраниться длительное время. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э. Интересно, что эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной и лишь тщательное микроскопическое исследование более 200 образцов старых шерстяных тканей из Центральной Азии и Нубии показало, что ткань, найденная в Турции, льняная.

Самыми первыми же примерами декоративно-прикладного искусства считаются различные предметы ювелирного и кузнечного производства времен скифских и прочих племен, обитавших на территории от Черного моря и до Сибири. Наиболее характерным для этого времени является так называемый тератологический, или звериный, стиль. Подобные тенденции еще не одно столетие сохранялись в русском народном декоративно-прикладном искусстве.

Одной из особенностей российского декоративно-прикладного искусства является массовость, так как по большому счету более известными в данном отношении являются фирмы и артели, нежели отдельные мастера и художники.

Искусство, о котором идет речь, изначально формировалось в народной среде как изготовление необходимых в быту предметов. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным кузнецом или гончаром. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своими основными занятиями (скотоводством, землепашеством, охотой), т.е. в условиях натурального хозяйства. Путь от домашней промышленности, связанной с переработкой сырья в своем хозяйстве (крестьянской семье), до сложения художественных промыслов был долгим. Но появление заказов, возможность обмена продуктами своего труда постепенно вели людей к специализации в изготовлении тех или иных предметов быта.
Формирование централизованного русского государства, развитие рынка создали условия продажи бытовых изделий. На рубеже XVII-XVIII вв. в России начинают складываться промыслы по производству продукции на рынок. Ремесленное дело становится основным занятием целых деревень и районов. В городах организуются ремесленные цехи, представляющие одну из форм художественных промыслов.
Народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество местного сырья и т.п.). Наиболее активно развитие промыслов во всех регионах России пошло во второй половине XIX в.
Изменение быта горожан, которые стали основными потребителями предметов народного искусства, развитие промышленного производства - сильного конкурента в изготовлении дешевых художественных изделий - заставили народных мастеров прекратить создание некоторых видов продукции. Но народное искусство не уходило из быта, не исчезало из сферы культуры. Художественные промыслы, как одна из исторически сложившихся форм организации мастеров народного декоративно-прикладного искусства, сохранили ценные традиции художественного наследия, обеспечили почву для возрождения и последующего развития художественного ремесла.
Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война прервала нормальный процесс деятельности народных художественных промыслов. Центры народного искусства теряли кадры мастеров и художников, ушедших на фронт. Но уже в 1943 г., после ряда успешных операций, обозначивших перелом в ходе войны и позволивших освободить ряд временно оккупированных врагом территорий, началось восстановление народного хозяйства. По специальному распоряжению Советского правительства с фронтов отзывают наиболее талантливых мастеров и художников для продолжения творческой работы на промыслах.
Однако процесс восстановления после окончания войны проходил длительно и был трудным для страны. Шла работа по возрождению предприятий художественных промыслов. Их коллективам пришлось в это время решать несвойственные задачи - выпускать товары народного потребления, в которых проблема художественного уровня вещей была отодвинута на дальний план. Но это не заглушило творческий потенциал. Создавались уникальные работы, проводились научные экспедиции по сбору материалов для будущего развития искусства, находили мастеров в отдаленных районах, которых можно было привлечь к производству художественных изделий.
К началу 1960-х годов восстанавливаются поставки художественной продукции на экспорт. В дальнейшем издается ряд постановлений, способствующих развитию промыслов. В частности, принимается важное решение о привлечении к работе мастеров-надомников. Оно не только позволило расширить кадровый состав, но и дало возможность создать целые объединения мастеров, работающих на дому, во многих союзных республиках. Мастерам художественных промыслов предоставляется ряд экономических льгот.
В соответствии с поставленными в директивных документах задачами стали регулярно проводиться экспедиции, конкурсы, слеты мастеров, праздники ремесел. Такой комплексный подход к активизации творчества мастеров, пропаганде их достижений позволил каждому народу увидеть ценности своей национальной культуры, привлечь молодежь к ремеслу, дающему возможность проявить свои способности. Именно поэтому ежегодно возрастает число молодых людей, желающих поступить в специальные учебные заведения, чтобы стать художником-мастером.

Современные художественные промыслы находятся в процессе постоянного развития. Но это не проявляется в каких-то резких переменах. Спокойное неторопливое движение народного искусства в творчестве мастеров художественных промыслов объясняется прочными связями с традициями, которые на протяжении столетий отражали человеческую сущность и содержание народного искусства. А коллективный принцип творчества, регулирующий деятельность отдельных личностей, позволяет находить золотую середину между смелыми экспериментами и традициями, берегущими самобытность этой области культуры у каждого народа. Поэтому произведения мастеров художественных промыслов - не архаика. Это - вещи, органически входящие в среду современного жилища и общественного здания, предметы, наделенные своеобразной формой, содержательным узором, оригинальной цветовой окраской: деревянная с резьбой или росписью мебель и посуда; керамическая скульптура и изразцы; современная женская одежда, украшенная вышивкой и кружевом, дополненная ювелирными украшениями из металла, кости, цветного камня.
Нарядность, художественная содержательность изделий народных промыслов создает атмосферу праздничности, вызывает у человека приподнятое настроение. Изделия народных мастеров являются непременными атрибутами нашего быта, оживляют повседневную жизнь людей, становятся главными «действующими лицами» в торжественных случаях. Костюмы в народных традициях - обязательные атрибуты фольклорных ансамблей, ярмарок, специальных выставок.

Народные художественные промыслы являются общепризнанным вкладом России в мировую культурную сокровищницу, уникальным пластом отечественной культуры, духовным наследием российского общества.
Вместе с тем следует отметить, что народные художественные промыслы являются не только особой областью духовной жизни народа, но и своеобразной отраслью материального производства.
В соответствии с Федеральным законом «О народных художественных промыслах» промыслы представляют собой неотъемлемое достояние и одну из форм творчества народов Российской Федерации. Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей. При этом федеральные органы государственной власти обеспечивают экономические, социальные и иные (культурные) условия для сохранения, возрождения и развития организаций народных промыслов.
Федеральным законом «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» определено, что народные художественные промыслы являются культурными ценностями. Промыслы осуществляют культурную деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

Сегодня Декоративное искусство - сложное, многогранное художественное явление. Оно развивается в таких областях, как народное традиционное (в частности, народные художественные промыслы), профессиональное искусство и самодеятельное творчество. Народное декоративно - прикладное искусство живет на основе наследственности традиций и развивается в исторической последовательности как коллективная художественная деятельность. Оно имеет глубинные связи с историческим прошлым, никогда не разрывает цепочки локальных и общих законов, которые передаются из поколения в поколение, обогащаются новыми элементами.

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

При этом сегодня промыслы в России, в силу определенных причин, находятся в почти катастрофическом состоянии. На протяжении длительного времени сокращаются объемы производства изделий, численность народных мастеров и художников. Устаревшие технологии, полное отсутствие инфраструктуры сбыта изделий, не обеспечивают необходимого развития творческих коллективов.

Особенно тревожит то, что прекращается преемственность художественного мастерства поколений, передающих традиционные навыки и секреты технологий молодым мастерам.

Ткачество

Ткачество с древних времен составляло исконное занятие женского населения. В каждой крестьянской семье имелся ткацкий стан, на котором женщины изготовляли домотканое полотно. Из него шили одежду, простыни, полотенца, скатерти и другие необходимые в быту предметы. Кроме гладкой холстины деревенские мастерицы выполняли и ткани с узором. Техника тканья при этом усложнялась. Материалом для ткачества служила пряжа, которую получали из льна и конопли, а также из овечьей и козьей шерсти. Пряжу часто окрашивали домашним способом в разные цвета и тогда узорные ткани получались особенно нарядными.

Крупным центром ручного ткачества в Нижегородском крае был г. Шахунья и окрестные селенья. В настоящее время традиции народного ткачества активно развиваются на Шахунской художественной фабрике. С начала 1970-х годов она выпускает широкий ассортимент изделий из шерсти, льна и хлопка - пледы, покрывала, накидки на кресла, полотенца, скатерти и салфетки с ярким декоративным узором из гладких и орнаментальных полос или клеток.

Современные мастерицы освоили сложные техники ручного ткачества - многоремизную, ажурную, переборную, браную. На произведениях ткачих, особенно на праздничных полотенцах и декоративных салфетках, тканый геометрический орнамент сочетается с вышивкой, что придает этим изделиям неповторимое своеобразие.

Узорное ткачество и виды ткачества

Ткачество – одно из самых древних ремесел: практически во всех мифологиях мира есть богини-ткачихи, которым отводится значительная роль в мироздании.

Сегодня ручное ткачество из обиходного умения превратилось почти в экзотическое увлечение. И, тем не менее, есть люди, которые находят в этой трудоемкой работе наслаждение, а изготовленные ими вещи, казалось бы, чисто утилитарные, становятся настоящими произведениями искусства.

Ручное ткачество, появившееся в эпоху неолита, являлось одним из основных видов деятельности человека. В результате изучения различных видов плетения, «полутканья» и «примитивного тканья» можно проследить последовательную эволюцию ручного ткачества, способствовавшую появлению «развитого тканья» на вертикальных и горизонтальных ткацких станках, а также выявить многочисленные точки соприкосновения в текстильных традициях разных народов.

Эволюция ткацких станков способствовала развитию различных техник ручного ткачества. К одному из древнейших способов получения орнаментированной ткани относится так называемое «закладное» ткачество. Оно было известно в Древнем Египте, Индии, Китае других государствах Древнего мира.

Особенность закладного ткачества состоит в том, что узоры здесь выполняются каждым цветом отдельно. Цвета могут соединяться между собой различными способами или не соединяться, образуя зазор в месте стыка.

Именно в технике закладного ткачества выполнялись известные китайские ткани косы, она применялась при ткачестве индийских сари г. Бенаресе, в знаменитых коптских тканях, в ткачестве французских шпалер. Закладное ткачество является двухсторонним - лицевая и изнаночная стороны готовой ткани идентичны. Техника достаточно трудоемка.

Существует большое количество тканей с «закладами» в традиционном народном ткачестве России конца XIX - начала XX вв. Для Русского Севера было характерно использование контрастного сочетания белого фона и красного узора. Подобные орнаменты широко представлены в коллекции Российского Этнографического музея в качестве декора полотенец, рубах, поясов, передников.

Помимо двухцветных существовали также полихромные «заклады», представлявшие собой сочетания геометрических фигур - столбиков, косых полос, треугольников, квадратов. Орнамент здесь состоял из простейших геометрических фигур: полос, разделенных на косые столбики, квадратов и треугольников. Цветовое решение кроме красного и белого цветов включало синий и оранжевый. Закладные узоры этого типа выполнялись, например, в Тверской области на рубеже XIX–XX вв.

Интересно, что техника «закладного ткачества » применялась в работе и на вертикальных, и на горизонтальных ткацких станках. При ткачестве на горизонтальном станке фон обычно ткался льняными нитками, а узор - шерстью или хлопком.

На вертикальных ткацких станках закладным ткачеством ткали ковры. В этом случае нити утка должны были полностью закрывать нити основы, поэтому и для фона, и для узора использовали шерсть.

Техника браного ткачества значительно отличается от закладной. Название «браное ткачество» происходит от слов «брать», «выбирать». В процессе работы в этой технике использовали специальный пруток или дощечку «бральницу», поэтому браное ткачество может называться также ткачеством «на дощечке» или «на прутиках». Таким образом, выбранные нити основы поднимались отдельно от фоновых нитей, образуя дополнительный зев. Техника браного ткачества похожа на вышивку. Для нее характерно наличие фона и как бы наложенного сверху рельефного узора. Лицевая и изнаночная стороны браных тканей представляют собой негатив друг друга. Обычно орнамент, выполненный в технике браного ткачества, имел горизонтальное построение по всей ширине ткани и геометрическую стилизацию. Композиция орнамента делилась, как правило, на три горизонтальные зоны, верхнюю и нижнюю, которые обычно, дублировали друг друга, и среднюю. Именно средняя зона несла наибольшую смысловую нагрузку, здесь могли быть изображены стилизованные сюжетные композиции «абсолютно идентичные орнаментам древности».

Что касается цветового решения таких тканей, то оно обычно было двухцветным - красный узор на белом фоне. Однако возможно использование одного цвета, например белый орнамент, вытканный по белому фону. В этом случае орнамент строился на контрасте толщины основных и уточных нитей и игре светотени. Так же, как и «заклады», браные ткани могли быть полихромными. Так Северно-русская экспедиция Института этнографии Академии наук в СССР в 1948 г. установила очаги многоцветного браного тканья в Вологодской и Архангельской областях.

Исследователями отмечается широкое распространение браного ткачества в крестьянском быту России в конце XIX - начале XX вв., но появилась эта техника значительно раньше, что подтверждено археологическими находками. Так, например, при раскопках курганов XII–XIII вв. на берегах р. Угры, были обнаружены фрагменты клетчатой шерстяной ткани, выполненной браной техникой. «Вранье» производилось в Москве на царской мануфактуре в XVI–XVII вв., «в описаниях дворцового имущества постоянно упоминаются “браные” скатерти, “браные убрусцы”».

Интересно отметить, что техника браного ткачества могла использоваться и в «примитивном тканье», например в ткачестве «на бердечке» и «на ниту».

К текстильным техникам, характерным для работы только на горизонтальном ткацком станке, относятся выборное, переборное, ажурное и ремизное ткачество.

Выборное ткачество по способу выполнения близко к браному, так как для получения узора здесь тоже применялась дощечка - «бральница», но для выборного ткачества не характерно горизонтальное построение узора. Орнамент здесь выполнялся отдельными участками, использовался свободный цветовой ритм, фактура узора оставалась рельефной, а лицо и изнанка ткани являлись негативом друг друга. В XIX–XX вв. многоцветное выборное ткачество, часто в комбинации с браным, бытовало в Новгородской, Вологодской, Ярославской областях России.

Переборное ткачество было распространено в украинском и белорусском народном творчестве. По своему внешнему виду переборная ткань напоминала выборную, но значительно отличалась от нее по технике исполнения. Так, например, полотняный фон выполнялся здесь также при помощи ремизок, но количество их увеличивалось (обычно до четырех); дощечки не применялись. Нити узорного утка в переборной ткани, как и в выборной, закладывались отдельными участками, но для их прокладывания применялись не дощечки-бральницы, а дополнительные ремизки, в которые пробирались нити основы. Главной особенностью переборного ткачества была свобода в расположении и чередовании орнаментальных форм и в применении цвета. Фактура самой ткани была менее рельефной, чем в браных и выборных тканях. Различают два вида «переборов»: с одним узорным утком или с несколькими. При работе с одним утком получался двухсторонний орнамент ткани, а при работе с двумя и более утками - одноличный «перебор».

Подобная техника широко применялась в белорусском ткачестве при ткачестве многоцветных постилок и полотенец.

Интересным видом ткачества является ажурное переплетение с перевивкой нитей. Орнамент ажурных тканей представлял собой сквозные просветы, такие ткани часто использовались для скатертей, занавесок, полотенец. На рубеже XIX–XX вв. эта техника была распространена во многих районах Русского Севера и в Карелии.

В ткачестве на горизонтальных ткацких станках наиболее распространенной и производительной техникой является ремизное (многоремизное) ткачество. Примеры тканей, выполненных в технике ремизного ткачества встречались на Младшей Волосовской стоянке конца 2 тысячелетия до н. э., славянских погребениях X–XI вв., их можно видеть в одеждах святых на иконах XIV–XV вв. новгородского и галицкого письма. Простейшим видом ремизного ткачества являлась пестроткань или «пестрядь» - рисунки в клетку или полоску. Согласно исследованиям Н.С. Королевой и Л.А. Кожевниковой «многие ее образцы отличаются высокими художественными достоинствами, прекрасным гармоничным колоритом, уравновешенностью пропорций, удачно найденным масштабом рисунков по отношению к пропорциям человеческой фигуры».

Художественная часть

Для русского народного ткачества в целом характерна строгая геометричность всех узоров, их большая ритмичность, уравновешенность отдельных частей. Сравнительно редко встречающиеся растительные и зооморфные мотивы, а также узоры с изображением человеческих фигур бывают сильно геометризированы, окружены геометрическими мотивами и превращены в орнамент, подчиненный строгим линейным ритмам.

Узор в ткани строится обычно на пересечении диагональных линий, образующих самые раз­личные орнаментальные формы, в которых ясно прослежи­вается их происхождение от ромба: то это ромб с отростка­ми (так называемый орепей), то ромб с гребенчатыми сторо­нами, то ромб с крючками, выходящими из двух или из четы­рех его углов, то ромбовидная сетка, а иногда полуромб в виде треугольника или др.

Основа, связующая орнамент в рус­ских народных тканях, - симметрия, почти обязательная по вертикальной оси, а очень часто и по горизонтальной. Ха­рактерно фризовое построение орнамента - в виде горизон­тальной полосы, в которой отдельные элементы повторяют­ся, образуя раппорт.

В быту узорные ткани находили самое широкое применение (полотенца, скатерти, столешники, салфетки, накидки, платки, предметы одежды). Декоративные полотенца являлись важной частью интерьера традиционной крестьянской избы на территории России в конце XIX – начале XX вв. На богато украшенном полотенце принято было подносить хлеб-соль, полотенца служили вожжами свадебного поезда, на них несли гроб с покойником и опускали его в могилу. На специальном полотенце – «набожнике» ставили иконы. Исследователь А.Н. Курилович отмечала, что «постоянное украшение полотенцами икон было характерно для православных, тогда как католики вешали на икону полотенце только во время свадьбы».

Важной частью традиционной бытовой культуры конца XIX – начала XX вв. были скатерти. На территории Древней Руси скатерть была известна уже в XI – XIII вв., она называлась «столешник».

Стол – неотъемлемая часть обстановки в гостиной, кухне, кабинете. Это видная часть интерьера, поэтому люди стараются держать его убранным, застилают его скатертью, ставят цветы. Для той же цели служит и столешник. Вытканное вручную изделие с оригинальными узорами и правильно подобранным колоритом нитей приятно украсит пустую поверхность стола или кофейного столика. В современном мире всё больше людей отказываются от какой-либо скатерти, так что столешик в этой работе будет носить исключительно декоративных характер. Изделие добавит уюта и чувство завершенности в интерьер. В зависимости от цветовой палитры решается куда конкретно можно добавить столешник.

Интерьер – это архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания, которое является интересной темой для изучения, так как с давних времен и по сей день является неотъемлемой частью человеческой жизни. Текстильные изделия обладают специфической формой отражения и познания мира. О человеке можно многое сказать по обстановке его жилья. Кроме того, многое зависит и от того, какие именно предметы входят в общий интерьер. Так, например, по каждому изделию в художественном ткачестве можно судить о его этнических корнях, так как у каждого народа выявляется свой индивидуальный стиль в создании предметов узорного ткачества, что проявляется в особенностях цвета, рельефа, фактуры и самого узора. Искусство узорного ткачества было развито у народов по всей России и за её пределами. У каждого народа оно отличалось своими чертами, характеризующими его как часть национальной культуры.

До 19-20 века ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий.

Изучив достаточное количество информации о ручном ткачестве и истории ДПИ, было решено ткать столешник.

Столешник представляет собой, по сути, ту же скатерть, но с одним условием. Скатерть свисает с поверхности стола со всех четырёх сторон, а столешник только с двух, что делает его строение схожим с салфеткой.

Столешники имеют несколько более декоративное, нежели практическое значение. А также, в свою очередь, они имеют два варианта композиционного построения:

· ведущие края

· ведущая середина

Было испробовано множество вариантов обоих построений, но наиболее удачным вышел эскиз с ведущими краями. Доминирующей частью данного изделия являются края, так как основная орнаментальная полоса располагается именно на краю с обеих сторон. Эти полосы так же должны содержать основные цвета, в конкретном случае – зелёный (цвет полыни).

Середина представляет собой фактурное полотно, т.к. полотно занимает большую часть изделия, а простое полотно не представляет совершенно никакого интереса. Фактурой, в свою очередь, можно любоваться.

Немаловажную роль играет ритм полос. Некоторые варианты ритмов можно увидеть в приложении.

На стадии разработки были сомнения по поводу ромбовидного орнамента, так как он мог выбиваться и слишком пестрить, но в итоге это удачно компенсировалось цветовой палитрой.

Цветовая гамма соответствует летнему настроению. Первые эскизы отличались холодными и тёмными цветами, но их сменила более пастельная и благородная зелень.

Практически во всех культурах мира зеленый цвет имеет одно общее значение. В первую очередь его отождествляют с воскрешением и процветанием. Такая ассоциация тесно связана с заложенным в нашем подсознании представлении о весеннем пробуждении природы.

Кроме того, оттенки зеленого, в которых преобладает синий цвет, обладают успокаивающим и умиротворяющим воздействием. Так, холодный зеленый помогает расслабится и снять напряжение.

Все оттенки зеленого создают легкую и радостную атмосферу, за исключением темных цветов, например, бутылочного цвета, или оливково-зеленый.

Очень хорошо зеленый цвет в интерьере подойдет для кухни, где будет служить источником хорошего настроения, и зеленая кухня позволит избежать чрезмерного аппетита, однако зеленый цвет в интерьере сочетается со всеми цветами, кроме фиолетового.

Зеленый цвет любят в Австралии, Мексике, Египте, Ирландии и др. В Китае, например, зеленый цвет означает роскошную жизнь и молодость, а в Индии - это мир и надежда. Он помогает нам объединиться с природой и стать ближе друг к другу.

Зеленый цвет – это цвет травы и листьев, символ природы, самой жизни, естества, весны. Значение зеленого цвета у многих народов мира – это юность, надежда, веселье, но иногда и недостаточное совершенство или незрелость. Зеленый цвет максимально материален и оказывает успокаивающе

Золото́й - жёлто-оранжевый цвет.

Первое употребление слова «золотой» в отношении цвета было зарегистрировано в английском языке около 1300 года для обозначения цвета химического элемента золото, и в 1423 году - для обозначения цвета светлых волос.

Золотой цвет (цвет солнца), символизирует тепло, солнечный свет, сияние, богатство, красоту, славу, победу, мудрость, опыт. К отрицательным аспектам золотого цвета относится грусть, мученичество. Его очень часто использовали в геральдике.

В Древнем Египте данный цвет связывали с небесным богом Солнца Ра. В Индонезии этот цвет означал истину и просвещенность. В Греции цвет золота являлся цветом бессмертия и высшего разума, а в Индокитае – просветление.

Этот солнечный цвет означает материальное изобилие, поэтому золото носили только короли, принцы, вельможи и другая знать. Простые люди не могли себе позволить носить украшения из золота и одежду этого цвета.

Золотой цвет, отражая свет, зрительно увеличивает пространство, поэтому его смело можно использовать в помещениях с малой площадью.

Золотой цвет идеально сочетается с теплыми тонами - коричневым, бежевым, песочным, оливковым, оранжевым. Золотой чаще всего используют для оформления гостиных, спален и прихожих.

В данном столешнике используется два цвета полыни – обычная и серебристая, холодные цвета дополняются золотистыми и жемчужными вкраплениями, сохраняя лёгкость и ненавязчивость цветов.

Одна из техник изделия «Полынь» – Выборное ткачество.

Выборное ткачество - это направление, в котором узорные нити проходят не по всей ширине ткани, а участками. Выборные ткани чаще делались многоцветными. В то время как в обычном браном ткачестве разноцветные уточные нити могут располагаться только горизонтальными полосами, в выборных тканях расположение цветов может быть произвольным.
Именно к таким тканям относятся удмуртские узорные многоцветные ткани. Наиболее интересны удмуртские скатерти в крупную цветную клетку, чаще всего красную с темно-синим, в каждую из которых вписана способом выбора геометрическая розетка или восьмиконечная звезда. При этом применяли самые разнообразные цвета: белый, желтый, оранжевый, розовый, синий, зеленый, чередуя их в таком ритме, чтобы получалось впечатление диагонали. Делали также клетчатые с выбором фартуки.
В выборных тканях других районов тоже нередко использовали нити разных цветов.

Чаще всего выборное ткачество применялось вместе с обычной браной техникой - выборный узор как бы дополнял браный. Например, в верхней и нижней частях каймы расположены браные полосы, а средняя ее часть представляет орнаментальные формы, выполненные способом выбора. Иногда вся кайма делается браной, а в средней части изделия разбрасываются отдельные формы (ромбы, розетки, женские фигурки и пр.), выполненные разноцветным выбором. Такие узоры использовали народные мастерицы из района Великого Устюга Вологодской области в своих изделиях - полотенцах, фартуках, головных косынках и пр., делая их необычайно красочными и нарядными.

Так же при создании столешника была использована техника ремизного ткачества.

Одним из самых распространенных видов ремизного ткачества была «клетчатина». Узор такой ткани образовывался мелким уточным настилом, проходящим по гладкому полотну. Узоры «клетчатины» могли быть разнообразны, что видно из названий: «решеточки», «круги», «огурцы», «пряники», «денежки» и т. д.

К более сложным ремизным тканям относился так называемый «пешечный узор», построенный на игре светотени и состоявший из шашек разной величины. На рубеже XIX–XX вв., были распространены ремизные ткани, выполненные «пешечным узором», на поверхности которых образовывался орнамент, состоящий из пересекающихся кругов с квадратами внутри.

Интересной техникой ремизного ткачества являлось изготовление ткани на непарных нитах. Например, в 3-х нитном переплетении основа пропускалась парами в два нита, а в третий по одной нити из каждой пары.

Ткачество – древнейшее ремесло, широко распространенного не только у наших предков, но и у других народов мира. Совершенствование же техники ткачества превратило ткачество в яркий вид народного декоративно-прикладного искусства. Но к сожалению, ткачество уходит в прошлое. Ткачество на Руси бытовало издревле и повсеместно. Ткачество в крестьянских семьях было одним из главных занятий, одевавшее семью.
О древности культуры льняного ткачества на Руси свидетельствуют раскопки старинных поселений на Вологодчине, где были найдены остатки прялки и семена льна. Находка эта датируется вторым тысячелетием до нашей эры. Льняные ткани высоко ценились. Ткацкие станки были распространены во всех губерниях России, они были почти в каждом крестьянском доме. В старину ткацкий станок чаще называли «СТАН» и изготовляли из дерева. Ткацкие станы были вертикальные и горизонтальные. Изобретению вертикального ткацкого станка ученые придают не меньше значение, чем появлению металлического оружия и морских кораблей: без ткацкого станка «культурная революция» древности была бы равно невозможной. Древнейший вид ткани полотняного переплетения – это ткачество.
Самым распространенным было льняное полотно. Холст, снятый со станка, замачивали в воде с золой и весной расстилали на лугах для отбеливания. Из полотен шили рубахи, а из грубого неотбеленного холста шили порты. Подлинно кустарные промыслы (т.е. производство изделий на продажу) стали появляться в России лишь после отмены крепостного права в 1861 г. Тканей требовалось много, и в дело шло все, вплоть до отходов обработки льна, конопли и даже крапивы. Старые, уже изношенные вещи подкрашивались и рвались на полоски, наматывали в клубки. Обычно вся семья занималась этим долгими зимними вечерами. Так заготавливали материал, заменяющий при тканье нити. В крестьянских семьях девочки с 12 -14 лет начинали ткать на станках, готовили себе приданое. Для встречи высокого и уважаемого гостя в княжеских и царских хоромах, начиная уже с крыльца, стелили красную ковровую дорожку, и обычай этот сохранился до наших дней.
Я работаю на горизонтальном ткацком станке. Его преимущество состоит в том, что ткачиха работает сидя, перемещая нити-ремизки ногами, стоящими на подножках. По мнению ученых, такие станки появились у наших предков в 9 веке. Наш домашний ткацкий станок весь сделан из дерева. Научиться работать на ткацком станке мечтала уже давно. В округе найти рабочий стан оказалось сложно. И вот подвернулся случай. Приехала в с. Никульское проводить мастер-класс по сухому валянию и познакомилась с жительницей села Молчановой Г.Д., у которой и был дома рабочий ткацкий станок. «Мечты сбываются» - сказала Галина Дмитриевна и подарила мне стан.
Станок привезли на работу в 2-х мешках. Как же его собрать? Кто подскажет? Специалистов по ткачеству в округе нет. Помог Интернет. Там нашлась инструкция по сборке стана. Собирали 3 дня. Конструкция хоть и простая, но продуманная до мелочей. Даже удивительно, как наши предки могли до такого додуматься. Самое сложное в ткачестве – это сновка (одинаковое натяжение нитей). Дело в том, что натяжение нитей должно быть одинаковым и постоянным. А добиться этого непросто. В станок заправлены 100 нитей, длина каждой из них - 10 м. это основа будущего половика. После того, как нити натянуты по всем правилам, их нужно заправить в нитченки. Вал, на который накручивается готовое изделие, сделан из целого бревна. Для того, чтобы он не шатался к нему приставлена палка, очень похожая на черенок от лопаты. Эта деталь называется притужальник. Чтобы вал ходуном не ходил его надо «притужить».
Есть и еще интересные термины:
Батан – это приспособление, которым нити или тонкие полоски ткани прижимаются к готовому изделию, делая его прочнее.
Бердо – один из основных рабочих «органов» ткацкого станка, выполненный в виде гребня.
Уток – поперечные нити ткани, расположенные перпендикулярно к нитям основы и переплетающиеся с ними.
Челнок – прокладывает уточную нить между нитями основы при выработке ткани. Обычно для изготовления челнока применяются твердые породы дерева. Еще в 14 веке челнок называли самолетом т.к. он быстро летал при работе
Зев – промежуточное расстояние между двумя рядами нитей.
Процесс ткачества вещь очень увлекательная и успокаивающая. Вот как это делается.
В нижней части станка расположены две педали. Веревками привязанные к основной конструкции. Садясь к станку, я ставлю ноги на них. Нажатие на каждую педаль попеременно приоткрывает зев - зазор между нитями основы, в которые продевается поперечная нить или полоска ткани.
Пропустив ее через зев по всей ширине половика, вновь нажимаем на педаль, и нити тут же меняют положение: те, которые были сверху, опускаются вниз, а нижние поднимаются вверх.
Таким образом, полоска ткани оказывается пережата перпендикулярными нитями, и открывается новый зев- для следующей. Закрепляем батаном – и можно делать дальше.
Через пару десятков минут таких манипуляций нужно отодвинуть притужальник и намотать сотканную часть изделия на вал – для удобства.
Ощущения от процесса непередаваемые! Чувствуешь, что приобщаешься к истории, к русским традициям. Много при работе на ткацком станке приходиться доходить своим умом, путем проб и ошибок.
Научить же уже некому. Исчезает древнее ремесло ручного ткачества. А прошлое забывать нельзя. Прошлое надо беречь! «Потеряв прошлое, не обретешь будущее» - гласит древняя мудрость.

Время чтения: 5 минут

Процесс изготовления ткани путем переплетения основной и поперечной нитей называется ткачеством. Машина, используемая для ткачества, называется ткацким станком или ставом. Ткачество — это искусство, которое практикуется тысячи лет. Основы ткачества: самое раннее применение относится к египетской цивилизации. Чтобы чередовать основные и поперечные нити для производства ткани, основными механизмами, необходимыми для любого типа ткацких станков, являются первичные, вторичные и вспомогательные механизмы.

Движения ткацкого станка

Ткачество — это самый основной процесс, в котором два разных набора пряжи или нитей переплетаются друг с другом, образуя ткань или полотно. Один из этих наборов называется основной нитью, которая представляет собой продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой набор – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Поэтому механизмы ткацкого станка можно в целом классифицировать следующим образом:

Первичные механизмы для производства тканого материала:

  • Зевообразование;
  • Прокидка челнока;
  • Прибой уточной нити к опушке ткани.

Вторичные механизмы:

  • Подача основы;
  • Укрутка нити;
  • Выбор утка.

Вспомогательные механизмы:

  • Останавливающий механизм;
  • Предохранитель от отрывов основы при замине челнока в зеве;
  • Уточный нитенаблюдатель;
  • Пополнение утка.

Предохранители от разрывов необходимы только в ткацких станках, которые используют свободные летящие тела для вставки утка, например, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в правильное положение после того, как пересекли ткацкий станок.

После приготовлений основную пряжу «втягивают» через ремиз, установленный на требуемых стропах.

Первичные механизмы

Процесс зевообразования

Это первичный механизм в ткачестве, который разделяет нити основы, чтобы позволить вставку поперечных нитей или прокидку челнока. Именно этот механизм поднимает определенные стропы над другими. Пряжа, которая проходит сквозь ремиз в этих веревках, поднимается выше той, которая не контролируются поднятыми стропами. Таким образом, лист нитей основы поднимается вверх, а лист поперечных нитей остается внизу. Пространство между двумя листами нитей называется «зев».

  • Открытое зевоообразования. Это метод формирования зева, в котором между вставкой одного утка и следующего за ним единственными движущимися нитями являются те, которые необходимы для изменения положения от верхней до нижней линии зева или наоборот.
  • Полуоткрытое зевообразование. Это метод формирования зева, в котором нити, которые должны оставаться в верхней линии навеса для следующего захвата, опускаются на короткое расстояние, а затем снова поднимаются. Другие нити поднимаются и опускаются, как при открытом зевообразовании.
  • Закрытое зевообразование. Это метод формирования зева, в котором все нити основы переходят на один уровень после введения каждого набора утка. Они двух типов, то есть нижние закрытые и центральные закрытые прорези. Разница между ними заключается в том, что термины «нижние» и «центральные» указывают на положение нитей основы в состоянии покоя.

Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)

Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформирован, через него проводится поперечная нить.

Прибой уточной нити

Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вставлена, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Другими словами, прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это устройство, используемое в ткачестве для удержания ткани при опушке как можно ближе к ширине основы в берде.

Вторичные механизмы

Данная статья опубликована на сайте сайт. Если вы видите эту статью на другом сайте, значит ее украли.
  • Подача основы. Это механизм, который поставляет основу в область ткачества с требуемой скоростью и при подходящем постоянном напряжении, отталкивая ее от фланцевой трубки, также известной как ткацкий навой.
  • Положительная подача. Механизм управления поворотом навоя на ткацкой или другой машине для формовки ткани, когда навой приводится в движение механически.
  • Отрицательная подача. Механизм, управляющий вращением навоя на ткацкой или другой машине для формовки ткани, где навой вытягивается каркасом против тормозного усилия, приложенного к нему.
  • Укрутка нити. Это механизм, который снимает ткань из области ткачества с постоянной скоростью. Он обеспечивает сохранение требуемого интервала между захватами и затем наматывание его на тряпочный валик.
  • Позитивная укрутка. Это механизм, при котором приемный ролик приводится в движение зубчатым колесом, колесом переключения или собачкой, обеспечивая требуемую скорость, что позволяет определить расстояние между захватами.

  • Отрицательная укрутка. Это механизм, в котором подъемный ролик вращается с помощью веса или пружины, этот ролик вращается только тогда, когда сила, приложенная весом или пружиной, больше, чем натяжение основы в ткани. Скорость захвата контролируется величиной силы, приложенной весом или пружиной, и/или натяжением основы.
  • Вспомогательные механизмы. Для получения высокой производительности и хорошего качества ткани добавляются дополнительные механизмы, называемые вспомогательными. Вспомогательные механизмы полезны, но не совсем необходимы.

Они перечислены ниже:

  1. Механизм защиты от деформации. Механизм защиты от деформации останавливает ткацкий станок, если челнок обвязывается между верхним и нижним слоями зева. Таким образом, он предотвращает чрезмерное повреждение нитей основы, поперечных нитей и челнока
  2. Механизм остановки основы (преимущественно в автоматических ткацких станках). Целью остановки утка является остановка ткацкого станка, когда уточная нить ломается или истощается. Это движение помогает избежать трещин в ткани.
  3. Шпарутки. Функция шпаруток заключается в том, чтобы захватить ткань и удерживать ее в той же ширине, что и уток, прежде чем она будет поднята.
  4. Тормоз. Торможение останавливает ткацкий станок немедленно, когда это необходимо. Ткач использует его, чтобы остановить ткацкий станок для восстановления оборванных концов.
  5. Механизм остановки утка. Это остановка ткацкого станка сразу же, если во время переплетения происходит разрыв нити основы.