Список смертных грехов, борьба с ними в православии. Смертные грехи в православии: список по порядку и заповеди Божьи

Семь смертных грехов и десять заповедей

В этой небольшой статье я не буду претендовать на абсолютизм утверждений, в том числе и того, что христианство чем-то главнее других мировых религий. Поэтому я заранее отвергаю все возможные нападки в этом ключе. Целью статьи является предоставление информации о семи смертных грехах и десяти заповедях, отмеченных в христианском учении. Степень греховности и важность заповедей можно оспаривать, но, как минимум, на это стоит обратить внимание.

Но сначала о том, с чего это я вдруг решил написать об этом. Поводом к этому послужил фильм «Семь» , в котором один товарищ возомнил себя орудием Господа и решил покарать избранных индивидуумов, как говорится, по пунктам, то есть каждого за какой-то смертный грех. Просто я вдруг к своему стыду обнаружил, что не могу перечислить все семь смертных грехов. Вот и решил восполнить этот пробел публикацией на своём сайте. А в процессе поиска информации обнаружил связь с десятью христианскими заповедями (которые тоже не мешает знать), а также некоторые другие интересные материалы. Ниже всё это собрано воедино.

Семь смертных грехов

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога, они появились в текстах богословов позднее.

Сначала греческий монах-теолог Эвагриус из Понта (Evagrius of Pontus) составил список из восьми худших человеческих страстей. Ими были (в порядке убывания серьёзности): гордыня (pride), тщеславие (vainglory), духовная леность (acedia), гнев (anger), уныние (sadness), алчность (avarice), сладострастие (lust) и чревоугодие (gluttony). Порядок в этом списке определялся степенью ориентации человека на себя, на своё эго (то есть гордыня – это самое эгоистическое свойство человека и поэтому самое вредное).

В конце VI века папа Римский Григорий I Великий сократил список до семи элементов, внеся понятие тщеславия в гордыню, духовную леность – в уныние, а также добавив новое – зависть (envy). Список был чуть переупорядочен, на этот раз по критерию противопоставления любви: гордыня, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие (то есть гордыня более прочих противостоит любви и поэтому является самой вредной).

Более поздние христианские теологи (в частности, Фома Аквинский) возражали против именно такого порядка смертных грехов, однако именно он стал основным и действует по сей день. Единственным изменением в списке папы Григория Великого стала замена в XVII веке понятия уныние на леность (sloth). Также см. краткую историю греха (на английском языке).

Вследствие того, что в составлении и доработке списка семи смертных грехов принимали активное участие представители преимущественно католической церкви, смею предположить, что это не применимо к церкви православной и тем более к другим религиям. Однако я считаю, что вне зависимости от конфессий и даже для атеистов этот список будет полезен. Его действующий вариант резюмируется в следующей таблице.

Название и синонимы Англ. Пояснение Заблуждения
1 Гордыня , гордость (в значении «высокомерие» или «спесь»), тщеславие . Pride , vanity . Чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа. Считается грехом, от которого происходят все прочие. Гордость (в значении «чувство собственного достоинства» или «чувство удовлетворения от чего-либо»).
2 Зависть . Envy . Желание чужих свойств, статуса, возможностей или ситуации. Является прямым нарушением десятой христианской заповеди (см. ниже). Тщеславие (исторически оно было включено в понятие гордыни), ревность .
3 Гнев . Anger , wrath . Противопоставляемое любви чувство сильного возмущения, негодования. Месть (хотя она без гнева не обходится).
4 Леность , лень , праздность , уныние . Sloth , acedia , sadness . Избегание физической и духовной работы.
5 Алчность , жадность , скупость , сребролюбие . Greed , covetousness , avarice . Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.
6 Чревоугодие , обжорство , чревонеистовство . Gluttony . Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.
7 Сладострастие , блуд , похоть , распутство . Lust . Страстное желание плотских удовольствий.

Самым вредным из них однозначно считается гордыня. В то же время ставится под сомнение принадлежность некоторых пунктов этого списка к грехам (например, чревоугодие и похоть). А согласно одному социологическому опросу , «популярность» смертных грехов выглядит следующим образом (в порядке убывания): гнев, гордыня, зависть, чревоугодие, сладострастие, леность и алчность.

Интересной может показаться , рассматривающая влияние этих грехов на человеческий организм с точки зрения современной науки. Ну и, конечно, дело не могло обойтись без «научного» оправдания тех природных свойств человеческой натуры, которые попали в список наиболее худших.

Десять заповедей

Многие путают смертные грехи с заповедями и пытаются иллюстрировать понятия «не убий» и «не укради» ссылками на них. Между этими двумя списками есть некоторое сходство, но различий больше. Десять заповедей были даны Богом Моисею на горе Синай и описаны в Ветхом Завете (в пятой книге Моисея под названием «Второзаконие»). Первые четыре заповеди касаются отношения Бога и человека, следующие шесть – человека с человеком. Ниже приводится список заповедей в современной трактовке, с исходными цитатами (даются по русскому изданию 1997 года, одобренному Патриархом Московским и всея Руси Алексием II) и некоторыми комментариями Андрея Кольцова.

  1. Верь в единственного Бога . «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» – изначально это было направлено против язычества (многобожия), но со временем потеряло актуальность и стало напоминанием ещё больше чтить единого Бога.
  2. Не создавай себе кумиров . «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо я Господь, Бог твой…» – изначально это было направлено против идолопоклонничества, теперь же «кумир» трактуется расширенно – это всё, что отвлекает от веры в Бога.
  3. Не произноси имени Бога понапрасну . «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно…» – то есть нельзя «божиться», говорить «боже мой», «ей-богу» и т. п.
  4. Помни о выходном дне . «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его… шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» – в некоторых странах, в том числе и в России, это воскресенье; в любом случае, один день недели надо целиком посвятить молитвам, раздумьям о Боге, нельзя работать, так как подразумевается, что человек работает на себя.
  5. Почитай своих родителей . «Почитай отца твоего и матерь твою…» – после бога следует почитать отца и мать, так как они дали жизнь.
  6. Не убивай . «Не убивай» – Бог даёт жизнь, и только Он может её отнимать.
  7. Не прелюбодействуй . «Не прелюбодействуй» – то есть мужчина и женщина должны жить в браке, причём только в моногамном; для восточных стран, где всё это происходило, довольно трудновыполнимое условие.
  8. Не кради . «Не кради» – по аналогии с «не убий», только Бог даёт нам всё, и только Он может забрать это обратно.
  9. Не лги . «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» – изначально это касалось судебных клятв, позднее стало толковаться расширенно, как «не лги» и «не клевещи».
  10. Не завидуй . «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ни всего, что есть у ближнего твоего» – в оригинале звучит образнее.

Некоторые полагают, что шесть последних заповедей образуют основу Уголовного кодекса, поскольку не говорят, как надо жить, а только, как не надо.

В христианстве грехами называют многие понятия, которые нарушают великий закон божественной любви. От них идут и другие, менее важные страсти, разрушающие течение жизни человека. Смертные грехи в православии, список которых приведен ниже, считаются родоначальниками страданий. Они отличаются от указанных в католичестве по количеству – на самом деле, их 8, а не 7, как принято считать. В католичестве смертных грехов 7. Этой системы придерживаются и различные христианские направления Запада. Современное православие насчитывает 8 смертных грехов, которые вредят больше всего человеческой душе. Так что же такое смертный грех, и чем он может навредить душе человека? Вот что об этом пишет современная церковь.

Почему грех считается смертным

На самом деле, в церкви выделяют всего 2 смертельных для души греха, которые могут считаться самыми тяжкими: самоубийство и преступление против церковного учения, искажение истины и слова божьего, ересь. Если человек сам на себя накладывает руки, то, по канонам, за него запрещено молиться в храме, так как он бросил прямой вызов Богу, и у него не может быть покаяния. Этот грех считается самым тяжким, если, конечно, будет доказан факт самоубийства, а не его имитации. В некоторых случаях церковь прощает этот грех, если человек находился под воздействием наркотических или психотропных веществ, а также кто-то совершил убийство, которое имитирует то, что человек сам наложил на себя руки. Но для этого нужны весомые доказательства.

Второй грех, который церковь редко прощает, это извращение учения Христа и попытка организовать свою церковь, в которой человек публично выступает против святого учения. Этот грех можно исправить покаянием, если только искренне осознать свою вину.

Остальные 8 смертных грехов считаются тяжёлыми, но не смертельными для душевного спасения, если искренне осознать их и покаяться на исповеди. Вот, что такое смертные грехи для души в православии, список.

Что это за грехи

  1. Чревоугодие, обжорство. Если человек ведёт земной образ жизни, уделяя внимание только собственной природе без заботы о душе, думает о том, как побольше поесть, устроить с избытком материальное существование, не делится с ближними избытком того, что ему не нужно, - это и есть чревоугодие.
  2. Развратные действия. В церкви так называют любые половые связи вне законного брака между мужем и женой.
  3. Алчность, корысть.
  4. Безделье, скука и печаль. Это когда человеку постоянно скучно.
  5. Гнев, злость, агрессивное поведение.
  6. Уныние, когда человек начинает опускать руки.
  7. Тщеславие, пресыщение своими успехами.
  8. Высокомерие.

Смертные грехи в православии список могут давать начало и другим страстям, которые в итоге затормаживают развитие души и могут существенно нарушить духовное благополучие человека. Поэтому нужно обязательно их произносить на исповеди в храме и постараться больше не повторять свои грехи, чтобы потом не страдать душевно и духовно.

Святитель Димитрий Ростовский так определяет отличие смертного греха от любого другого, менее тяжкого:

«Ослепляет душевные очи всякий смертный грех, который прощается отчасти; говорю "отчасти" потому, что насколько зол грех, настолько он препятствует действию благодати Божией, которая есть свет душевный. Поскольку же всякий человек грешен, следовательно, всякий страдает душевной слепотой - полной или частичной. Частичная слепота может быть легко исцелена, полная же исцеляется очень трудно.

Если кто спросит, как отгоняется эта тьма, я отвечу: пусть этот духовный слепец сидит при пути православной, кафолической веры и усердно, прилежно взывает ко Христу Богу: "Иисус, Сын Давидов! помилуй меня" (Лк. 18, 38). Если же плотские похоти начнут мешать ему, пусть еще сильнее взывает: "Сын Давидов! помилуй меня". Тогда остановится Небесный Врач, повелит привести его к Себе чрез истинное покаяние и откроет очи одним словом разрешения, даваемого отцом духовным».

Св. Игнатий (Брянчанинов) учит о смертном грехе:

«Знаменуя смерть души, святый Иоанн Богослов сказал: есть грех к смерти, и есть грех не к смерти (1 Ин. 5, 16-17). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу , тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом.

Смертный грех решительно порабощает человека диаволу и решительно расторгает общение с Богом, пока человек не излечит себя покаянием

Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся от смертного греха до разлучения с телом.

Покаяние человека, пребывающего в смертном грехе, тогда только может быть признано истинным, когда он оставит свой смертный грех.

Ничто, ничто не помогает столько получить исцеление от раны, нанесенной смертным грехом, как учащаемая исповедь. Ничто... столь не содействует умерщвлению страсти... как тщательное исповедание всех проявлений ее».

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого:

Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его . Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отреваемым от Него; всякий такой грех есть грех смертный . Об этом грехе говорится, когда говорится: "есть грех к смерти" (1 Ин. 5:16). И еще: "питающаяся пространно, жива умерла" (1 Тим. 5:6). Или "нелюбяй пребывает в смерти" (1 Ин. 3:14). Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха , хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новое исходище в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой.

Св. Григорий , архиепископ фессалоникийский, говорит о смерти души, следующей за тяжким грехом:

"Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души. В этом, собственно, заключается душевная смерть. На эту смерть указывал и Бог заповедью, данною в раю, когда говорил: в онь же аще день снеси от возбраненнаго древа, смертию умреши. Тогда умерла душа Адамова, разлучившись преслушанием от Бога; телом же он прожил от того времени до девятисот тридцати лет. Эта смерть, постигшая душу за преслушание, не только соделывает непотребною душу, но и распространяет проклятие на всего человека; самое тело подвергает многим трудам, многим страданиям и тлению".

О том же говорит и св. Игнатий (Брянчанинов) :

"Выше было сказано, что смертный грех православного христианина, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке Если человек впадет хотя однажды в один из этих грехов, он умирает душою…
...бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно - когда смертный грех обратится в навык! Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся до разлучения своего с телом от смертного греха.

В царствование греческого императора Льва жил в Константинополе человек очень славный и богатый, подававший обильную милостыню нищим. К несчастию, он предавался греху прелюбодеяния, и пребыл в нем до старости, потому что от времени укрепился в нем обычай злой. Непрестанно подавая милостыню, он не отступал от прелюбодеяния - и внезапно умер. Много рассуждал о его вечной участи патриарх Геннадий с другими епископами. Одни говорили, что он спасен, по сказанному в Писании: «избавление мужа души свое ему богатство» (Притч. 13, 8). Другие утверждали против этого, что рабу Божию должно быть непорочну и нескверну, потому что также сказано в Писании: «аще и весь закон исполнит человек [иже бо весь закон соблюдет], согрешит же во единем, бысть всем повинен» (Иак. 2, 10,11), «не помянется вся правда его» (Ср.: Иез. 33, 13); и Бог сказал: «в чем тебя застану, в том и буду судить» (Ср.: Иез. 33, 20). Патриарх повелел всем монастырям и всем затворникам просить у Бога, чтоб открыл о судьбе почившего, и Бог открыл о ней некоторому затворнику. Он пригласил патриарха к себе и поведал ему пред всеми: «В прошедшую ночь я был на молитве и увидел некоторое место, имеющее по правую руку рай, исполненный неизреченных благ, по левую же - огненное озеро, которого пламень восходил до облаков. Между блаженным раем и страшным пламенем стоял умерший связанным и стонал ужасно; он часто обращал взоры к раю и предавался горьким рыданиям. И видел я светоносного Ангела, приступившего к нему, и сказавшего «Человек! что ты стонешь напрасно? Вот, ради милостыни твоей, ты избавлен муки; а за то, что не оставил скверного любодеяния, ты лишен блаженного рая». Патриарх и бывшие с ним, услышав это, объяты были страхом и сказали: «Истину провещал апостол Павел: «бегайте блудодеяния: всяк (бо) грех, егоже сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй в свое тело согрешает»» (1 Кор. 6, 18).

Где те, которые говорят: если и впадем в любодеяние, то спасемся милостынею? Милостивый, если он милостив истинно, то должен прежде помиловать самого себя и приобрести чистоту тела, без которой никто не узрит Бога. Не приносит никакой пользы сребро, раздаваемое рукою нечистою и душою нераскаянною ".

Св. Димитрий Ростовский также пишет об особенности смертных грехов:

"Эти грехи называются важнейшими, главными или большими потому, что остальные грехи проистекают из них.
Чем побеждаются эти грехи? Противоположными им добродетелями , а именно: гордость побеждается кротостью или смирением; лихоимство - щедростью; блуд - обузданием плоти, или чистотой; зависть - любовью; чревоугодие - воздержанием и трезвостью, злопамятство и гнев - терпением и забвением обид; уныние - усердием и трудолюбием".

Иеромонах Иов (Гумеров):

«Как болезни бывают обычные и смертельные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смертные. К ним относятся: сознательное отпадение от веры, ненависть и злоба к людям («не любящий брата пребывает в смерти»; 1 Ин. 3, 14), убийства, насилия, блуд. Св. апостол Павел имеет ввиду именно смертные грехи, когда перечисляет тех, которые лишаются вечной жизни: «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10).

Список смертных грехов можно расширить, обратившись к другому Посланию первоверхоного апостола: «так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный [суд] Божий, что делающие такие [дела] достойны смерти; однако не только [их] делают, но и делающих одобряют» (Рим.1, 29-32).

На первый взгляд может удивить, что в этом перечне есть такие пороки, как нелюбовь, непримиримость, немилость. Речь идет о тех людях, в нравственной природе которых эти моральные свойства доминируют.

Смертные грехи истребляют в человеке любовь к Богу и делают человека мертвым для восприятия Божественной благодати. Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.

«Выражение «смертный грех» имеет основание в словах св. апостола Иоанна Богослова: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти : не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти» (1Ин.5, 16-17). В греческом тексте стоит прос фанатон - грех, который идет к смерти. Под смертью имеется ввиду духовная смерть, которая лишает человека вечного блаженства в Царстве Небесном ».

Когда говорят «семь смертных грехов», то имеют ввиду страсти: гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев, алчность, уныние. Число семь выражает определенную степень полноты. В творениях большинства святых отцов-аскетов говорится о восьми губительных страстях. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин, называя их пороками, перечисляет их в такой последовательности: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Некоторые, говоря о семи смертных грехах, объединяют уныние и печаль.
Смертными они называются потому, что могут (если полностью овладеют человеком) нарушить духовную жизнь, лишить спасения и привести к вечной смерти.

Во-вторых, слово «страсть» – это название, объединяющее целую группу грехов. Например, в книге «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», составленной святителем Игнатием (Брянчаниновым), перечислены восемь страстей, и после каждой идет целый список грехов, объединенных этой страстью. Например, гнев: вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение его ума, непрестанный крик, спор, бранные слова, ударение, толкание, убийство, памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида на ближнего.

Большинство святых отцов говорят о восьми страстях:

1. чревообъядение,
2. любодеяние,
3. сребролюбие,
4. гнев,
5. печаль,
6. уныние,
7. тщеславие,
8. гордость».

Св. Игнатий (Брянчанинов):

Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаною, расторгнув общение с Богом. Страсти суть греховные навыки души, обратившиеся от долгого времени и частого упражнения в грехе как бы в природные качества. Таковы: чревообъядение, пьянство, сладострастие, рассеянная жизнь, сопряженная с забвением Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное. Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе, хотя б человек и не впадал в смертный грех.

Восемь страстей с их подразделениями и отраслями:

1. Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь
к плоти – из этого следует самолюбие, неверность Богу);

2. Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых
помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные);

3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысел Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой);

4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего);

5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста);

6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние);

7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, безсовестность, переменчивость нрава);

8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал – смерть души).

(По учению святителя Игнатия (Брянчанинова))

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о смертных грехах:

«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.

Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удовлетворительным покаянием.

Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, аще и умрет, оживет (Ин.XI,25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно – когда смертный грех обратится в навык!»

Преп.Исаак Сирин также говорит о том, что Бог прощает кающемуся любой грех:

«Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».


Нераскаянный смертный грех губителен для души и наносит ей трудно исцелимые раны

Святитель Игнатий (Брянчанинов) предостерегает:

«Когда какой-либо один смертный грех поразит душу человека, тогда все скопище грехов приступает к нему, объявляет свое право на него.

Когда смертный грех, сокрушив человека, отступит от него, он оставляет след и печать поражения, нанесенного человеку.

Пребывание в смертном грехе, пребывание в порабощении у страсти есть условие вечной гибели.

Смертный грех …не излеченный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке».

Иеромонах Иов (Гумеров):

"Тяжелый грех настолько травмирует душу, что ей потом очень сложно вернуться в нормальное свое состояние.
Когда речь идет о смертных грехах, необходимо различать: прощение грехов и врачевание души . В таинстве покаяния человек получает прощение грехов сразу, но здоровой душа становится не скоро. Можно провести аналогию с телом. Бывают болезни неопасные. Они легко лечатся и не оставляют никакого следа в организме. Но есть недуги тяжелые и опасные для жизни. По милости Божией и искусству врачей человек выздоровел, но к прежнему состоянию здоровья организм уже не возвращается. Так и душа, вкусив яд смертного греха (блуд, занятие оккультизмом и проч.), серьезно подрывает духовное здоровье. Священники, которые имеют продолжительный опыт пастырства, знают, как трудно людям долго пребывавшим в смертных грехах, построить полноценную духовную жизнь на твердых основаниях и иметь плоды. Однако никто не должен унывать и отчаиваться, а прибегнуть Милостивому Врачу души и тела нашего: Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами (Пс.102, 2-4)".

«Жизнь пустынных отцов» повествует о том, сколь страшен для души смертный грех, неисповеданный и нераскаянный:

"Пресвитеру Пиаммону была дана благодать откровений. Однажды, принося бескровную жертву Господу, он увидел близ престола Ангела Господня: в руках у него была книга, в которой он записывал имена иноков, приступавших к святому престолу. Старец внимательно замечал, чьи имена пропускал Ангел. После окончания Литургии он призывал к себе порознь каждого из пропущенных Ангелом и спрашивал, нет ли у него на совести какого-нибудь тайного греха. И при этой исповеди открыл, что каждый из них был повинен в смертном грехе... Тогда он убедил их принести покаяние и, сам вместе с ними повергаясь перед Господом, день и ночь со слезами молился, как бы причастный их грехам. И пребывал он в покаянии и слезах до тех пор, пока снова не увидел Ангела, предстоявшего престолу и записывавшего имена приступавших ко Святым Тайнам. Записав имена всех, Ангел стал даже по имени называть каждого, приглашая приступить к престолу для примирения с Богом. Увидав это, старец понял, что их раскаяние принято, и с радостью допустил всех к причастию".



Учение Церкви о несмертных грехах

Православное исповедание:

"Грех несмертный, называемый некоторыми простительным, есть тот, которого ни один человек избежать не может, выключая Христа и Деву Марию. Но сей грех не лишает нас благодати Божией, и не подвергает вечной смерти. О сем грехе Писание говорит: "Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас" (1 Ин. 1:8). Таковым грехам нет числа; впрочем сюда относятся собственно те, кои не включаются в смертные. Никто не должен пренебрегать и сими грехами, и оставлять оные без исправления: но всякий каждодневно, по отшествии ко сну, должен во время ночи размышлять о них, и вместе с другими грехами оплакать их пред Богом..."

(Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной)

Св. Феофан Затворник:

Грех несмертный , иначе простительный, по противоположности со смертным, есть тот, который не погашает духовной жизни, не отдаляет человека от Бога, не изменяет центра его деятельности, при котором можно без смущения обращаться к Богу и беседовать с Ним в молитве искренно. Такого рода грехов бесчисленное множество, и от них никто не свободен, кроме Господа Иисуса Христа и Пречистой Богородицы. Посему сказано: "аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас" (1 Ин. 1:8), или "много бо согрешаем ecu" (Иак. 3:2), еще: "седмерицею падет праведный" (Притч. 24:16); "яко несть человек праведен на земле, иже сотворит благое и не согрешит" (Еккл. 7:21).
Трудно, однако ж, определить, какие именно эти грехи, тем больше, что несмертность греха зависит и от внутреннего расположения духа, а не от одной маловажности предмета его. Решительно только можно, сказать, что все грехи невинного неведения, неосмотрительности ненамеренной, иногда неприличия и неблагоразумия легкого суть грехи несмертные, извинительные, потому особенно, что в них не участвовало намерение и желание сделать что недоброе. Кто, увидев их в себе, осудит отвращением, тому простятся они. Вообще, все легко худое, без сознания худости совершенное, есть грех простительный. Худость таких дел и близость к смертному греху возрастает по мере сознания их худости при совершении их. Это особенно должно сказать о вещах безразличных, когда они совершаются не с худою целью, но и не с доброю, а в естественном их порядке. В последнем случае они могут заимствовать худость от того действия, какое производят на душу человека, например, прогулка может оставлять рассеянность в мыслях и возбуждать движение похоти. Кто заметил, что она имеет худое на него влияние и сознал вместе, что по сему самому он обязан прекратить ее, а между тем не прекращает, тот, очевидно, хотя легко, но оскорбляет совесть, нарушает ее покой и чистоту. Очевидно, что такого рода грех уже выступил из несмертного и очень приблизился к смертному, а учащение действительно превратит его в такой. Ибо больше всего и замирает жизнь духа от развлечений.

Св. Иоанн Златоуст в толковании на слова апостола Павла:

"Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь, судия же мне Господь" (1 Кор. 4, 4) объясняет сущность несмертного греха:

"Но почему он не считает себя оправданным, тогда как не знает за собой ничего? Потому что и ему случалось допускать некоторые прегрешения, без собственного сознания этих прегрешений".

Авва Пафнутий учит, что мы не можем совсем не согрешать:

«Простительных грехов нельзя нам забывать, а только смертных не вспоминать
Впрочем, таким образом забывать нужно только смертные грехи; расположение к ним и покаяние за них прекращается добродетельной жизнью. Что же касается малозначительных грехов, в которые и праведник семь раз в день впадает (Притч. 24, 16), то покаяние за них никогда не должно прекращаться; ибо мы каждодневно волею или неволею делаем их то по неведению, то по забвению, в мысли и в слове, то по обольщению, то по неизбежному увлечению или по немощи плоти. О таких грехах говорит Давид, умоляя Господа очистить и простить: кто у смотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня (Пс. 18, 13), и апостол Павел: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 15, 24). Мы подвергаемся им с такой легкостью, что, несмотря ни на какую осторожность, не можем совершенно избежать их. О них любимый ученик Христов так говорит: если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя (1 Ин. 1, 8). Поэтому желающему достигнуть высшего совершенства не много будет пользы довести покаяние до конца, т. е. удерживаться от непозволенных дел, если не будет неутомимо упражняться в тех добродетелях, которые служат доказательством удовлетворения за грехи. Ибо недостаточно воздерживаться от гнусных пороков, противных Богу, если не будет чистой, совершенной и богоугодной ревности к добродетели».

Святитель Димитрий Ростовский:

Сколько грехов несмертных? Их невозможно пересчитать, по слову Псалмопевца: "Кто усмотрит погрешности свои?" (Пс. 18, 13).

Св. Игнатий (Брянчанинов):

«Бежим, бежим убийцы нашего - греха! Бежим греха не только смертного, но и простительного, чтоб он не обратился от небрежения нашего в страсть, низводящую в ад наравне с смертным грехом. Есть грехи простительные. Так, если случится кому увлечься чревообъядением, блудным воззрением и помышлением, произнести гнилое слово, солгать, украсть что-либо маловажное, потщеславиться, погордиться, прогневаться, на короткое время огорчиться или воспамятозлобствовать на ближнего, во всех таких увлечениях, по немощи человеческой, когда за ними следует сознание и раскаяние, мы удобно получаем прощение от милосердого Бога. Простительный грех не разлучает христианина с Божественною благодатию и не умерщвляет души его, как делает то смертный грех; но и простительные грехи пагубны, когда не раскаяваемся в них, а только умножаем бремя их. По сравнению, сделанному святыми Отцами, одинаково может потопить человека и навязанный на шею тяжелый камень и навязанный мешок с песком: так одинаково влекут в адскую пропасть и смертный грех и накопленное множество малых, простительных грехов.

И несмертные грехи… выросши и объявши человека, могут очень близко подойти к грехам смертным. Грех, овладевший человеком, называется страстию. Страсть подлежит вечной муке, сказали Отцы… И потому никак не должно пренебрегать грехами несмертными, особливо должно наблюдать, чтоб какой-нибудь грех не вырос, и не образовалась в навыке к нему страсть».

ПРОЛОГ
Семь грехов губительных и смертных,
Семь грехов, ведущих душу в ад,
На первый взгляд, как будто, незаметных,
Толкающих жизнь каждого назад.



ПОХОТЬ


Грязь и мерзость окружают
Этот мир, накрыв его,
И, мгновенно, поражают
Тех, кто был слабей всего.
Потому что есть пороки,
В глубине, у всех из нас;
Предвещали нам пророки:
«Свет погаснет!» - он погас…
Оглянись, взгляни что рядом,
Что вокруг тебя, детей? -
Это всё сравнимо с адом
В свете солнечных лучей.
Что нам ждать, что будет дальше,
Если рядом, лишь, разврат?
Мы живем во лжи и фальши,
Уничтожив путь назад.
Ценности остались в прошлом,
Всем на это наплевать,
Предаются мыслям пошлым,
Чтобы похоть обуздать.
Перемен, увы, не будет -
Прогресс оставил свой рубец,
Который изнутри нас губит,
Предрекая наш конец!



ЧРЕВОУГОДИЕ


Закрывшись в четырех стенах жилища,
Не имея к жизни интерес,
Достигнув верхней точки безразличия,
Заведомо на жизни ставишь крест.
Все мысли, лишь, направлены на чрево,
Развитие, давно уж, позади,
Пульт в руке, ни шага вправо, влево -
Чистилище ждет душу впереди!
Но это осознать мозг не способен,
Функции его слишком просты,
Цель одна, которой он подобен,
Всё прочее бросается в костры.
Кто-то, в глубине, таких жалеет,
Кто-то от таких отводит взгляд,
Другой ничтожеством назвать посмеет,
Но это не дает ему наград.
Судить других мы права не имеем,
Путь после смерти им определен,
Но жить, имея цели, мы сумеем,
И час прощания нам будет отдален!



ГНЕВ


Гнев охватывает тело,
Затуманивает разум,
Ты вперед шагаешь смело,
Чтобы цель настигнуть сразу.
Трезво думать ты не можешь,
Ты от ярости сгораешь,
Отступить, довольно, сложно,
Связь с реальностью теряешь.
Закон Божий не поможет,
Осознать его не в силах,
И сдержаться не возможно
От шагов необратимых…
Гнев, четвертый смертный грех,
Но самый страшный среди прочих,
Так как он, один из всех,
Со смертью рядом ходит прочно.
Он зовет на помощь «Месть»
И воскрешает в себе «Ярость»,
Загоняет в угол «Честь»
И, беспощадно, давит «Жалость»!
И только, лишь, сопротивляясь,
Выходя в свет из тумана,
Внутри от боли извиваясь,
Гнев уйдет, оставив рану…



ГОРДЫНЯ


Она непреклонна, высокомерна
И возвышает себя над другими,
Ее отношение очень надменно -
Так было всегда, остается и ныне.
Она воцаряется там, где средства,
Где независимость, власть и успех,
С ней во главе ждет любого провал,
Ведь, это «Гордыня» и смертный грех.
Там, где тщеславие вышло за рамки,
Где кто-то утратил самоконтроль
И себя одного перевел, сразу, в «дамки» -
Это гордыня вживается в роль.
Она тобой движет, тебя вдохновляет,
Ты ходишь, не видя земли под собой,
Но это нисколько тебя не смущает,
Она захватила всю власть над тобой.
Потеря друзей, обиды родных -
Тебя это, вовсе, не огорчает,
Ты перестал, даже, думать о них,
А это их бьет, это души их ранит.
Прогнивши насквозь, чернея душой,
Следуя зову, отдавшись Гордыне,
Тебе не найти в этом мире покой,
А «там» не найдешь его и в помине.



АЛЧНОСТЬ


Алчность одних - других унижает,
Ценности жизни теряют свой блеск,
Бедняк свою голову ниже склоняет,
В бокалах богатых шампанского всплеск.
Они сидят в кабинетах и понимают,
Что миром вершат, покупая его,
На несчастьях других счета пополняют,
Реализуя запросы, не боясь никого…
Их темнота изнутри заполняет,
Овладевая душой, калеча её,
Мир изменяется, мир угасает
От того, что поверхность всё больше гниет.
Но алчные этого не замечают
И не заметят, и не поймут,
Принципам алчности не изменяют,
Руки в крови их знамя несут!
Но это не может быть бесконечно,
По адресу их давно уже ждут,
В «пекле» гореть они будут вечно,
Куда постояльцы их позовут.



ПРАЗДНОСТЬ


Окунувшись в мечты, реальность теряя,
При этом, не делая шага вперед,
Не зная, не думая, не понимая,
Что без остановок время течет.
В ожидании чуда, в надежде на что-то
Жизнь пролетает, как зимний день
И, ощущение рядом кого-то,
Кто бросает на путь холодную тень.
Отсутствие цели, безразличие, лень
Ведут к всевозможным новым порокам.
А что принесет с собой новый день? -
Возможность финала задолго до срока…
Отсрочить финал, увы, не возможно -
Всё переписано в «Книге живущих»,
Следует путь выбирать осторожно,
Чтоб пройти по нему, обогнав отстающих!



ЗАВИСТЬ


На сердце камень, в горле ком,
Злоба рвется из груди,
Ответ один - всё дело в том,
Что кто-то в чем-то впереди.
Кому-то деньги и успех,
Кому-то слава и признанье,
А кто-то жил в плену потех,
Чтоб доживать в плену страданий.
Он хочет ненавидеть всех,
Кто, хоть, немного преуспел,
И злость всю выразить на тех,
Кто достойно жить сумел.
Самого же желчь съедает,
Не давая ночью спать,
От того, что понимает,
Что жизнь нельзя прожить опять.
Так зачем ждать повторений?
Проживи один раз так,
Чтоб обошлось без сожалений
За то, что сделано не так.
Чтоб душой тепло владело,
А не зависть, злость и мрак,
Чтоб вперед стремиться смело -
Шаг за шагом, жизни в такт.


ЭПИЛОГ
О них писал Святой Фома Аквинский
И ЧОсер, и ДантЕ в своих поэмах,
К этой теме стоит возвратиться,
Чтоб их заметить в наших переменах.
Их семь грехов, их смертными зовут
Не потому, что все они страшны,
А от того, что вскоре приведут
К грехам страшней и к гибели души.

Что такое смертный грех и чем он отличается от других «несмертных» грехов? Если ты повинен в смертном грехе и искренне покаешься в нем на исповеди, простит ли через священника Бог этот грех или нет? И еще хочется узнать: те грехи, в которых всей душой и сердцем покаялся на исповеди, и священник отпустил эти грехи, если больше их не совершать, за них не будет судить Бог?
Раба Божия Светлана

Когда человек произносит такое словосочетание, как «смертный грех», тогда сразу же по логике мышления хочется задать вопрос: а что такое несмертный грех? Разделение грехов на смертные и несмертные - лишь условность. На самом деле любой грех смертный, любой грех - это начало погибели. Святитель Игнатий Брянчанинов перечисляет восемь смертных грехов (см. ниже). Но эти восемь грехов - это лишь классификация всех возможных грехов, которые может совершить человек; это как бы восемь групп, на которые подразделяются все они. Авва Дорофей указывает, что причина всех грехов и их источник состоит в трех страстях: это себялюбие, сластолюбие и сребролюбие. Но, однако, этими тремя пороками не охватывается вся бездна грехов - это лишь начальные условия греховности. Так же и с теми восьмью смертными грехами - это классификация. Каждый грех должен быть уврачеван покаянием. Если человек принес искреннее покаяние в своих грехах, то, конечно, Бог ему простит исповеданные грехи. Именно для этого и существует исповедь. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», - говорится в начале Евангелия от Марка. За раскаянный грех человек не понесет осуждения. «Не бывает греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного», - говорят Святые Отцы. Бог по своей неизреченной любви к роду человеческому установил таинство исповеди. И приступая к таинству покаяния, мы должны твердо верить, что Бог простит все наши грехи. Святитель Димитрий Ростовский говорил: «Покаявшиеся блудники вменяются с девственниками». Вот какова сила покаяния!

Смертные грехи:
1.Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь
к плоти - из этого следует самолюбие, неверность Богу);
2.Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых
помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные);
3. Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысел Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой);
4. Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего);
5. Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста);
6. Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние);
7. Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, безсовестность, переменчивость нрава);
8. Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал - смерть души).
По книге Святителя Игнатия (Брянчанинова).