Значение нагорной проповеди иисуса в христианстве. Вера православная - нагорная проповедь. Указание на молитву и на то, как молиться

3. Нагорная проповедь Иисуса Христа и её значение для социальной работы

По сказанию Евангелиста Матфея, вся эта проповедь была произнесена Иисусом на горе в продолжение одной беседы; из сказаний же Евангелиста Луки можно вывести заключение, что различные части этой проповеди были произнесены в разные времена и при различных обстоятельствах; и так как Евангелист Матфей вовсе не имел в виду излагать учение Иисуса Христа в последовательном его развитии, а стремился только правдивым повествованием своим доказать евреям, что Иисус был Тот именно Мессия, о Котором писали пророки, то некоторые толкователи полагают, что Евангелист Матфей соединил в одну проповедь различные поучения Иисуса, сказанные Им в разные времена. Но скорее можно допустить, что Господь произнес Нагорную проповедь в том именно виде, как изложил ее Евангелист Матфей, а затем, при других подходящих случаях, в разные времена, повторял многое из того, что сказал на горе. Последнее объяснение весьма правдоподобно уже потому, что слушатели Иисуса часто менялись, кроме Апостолов и некоторых учеников, неотступно следовавших за Ним, а при перемене слушателей Иисусу, несомненно, приходилось нередко повторять сказанное раньше. Помимо этого, строгая последовательность, с которой в Нагорной проповеди изложено учение Господа, придает самой проповеди значение цельного, вполне законченного поучения, которое, конечно, не могло быть составлено Евангелистом Матфеем из отдельных изречений Иисуса, произнесенных Им в разное время. Если кто и мог привести в систему эти изречения, то только Сам Господь.

Приступая к изложению Нагорной проповеди, я хочу прежде всего постигнуть настроение той толпы, которая теперь окружила Иисуса.

Моисей в предсмертном прощании своем с народом еврейским заклинал его исполнять в точности волю Божию, объявленную ему в заповедях Господних; и за точное исполнение этих заповедей он обещал все блага земные, долголетие, богатство, счастье, успех во всех делах и, главное, господство над всеми народами: Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли. Сделает тебя Господь... главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня (Втор. 28, 1, 13).

В той же прощальной речи своей Моисей призывал на евреев все проклятия, все кары небесные за неисполнение заповедей Господних и предсказал им, что они будут за то рассеяны по всей земле и будут ужасом... и посмешищем у всех народов (Втор. 28:37). Но современные Иисусу евреи, руководимые своими слепыми вождями, забыли последние предсказания Моисея и думали только о господстве над всеми народами земли. Мечтая о господстве над всеми народами, евреи утратили, однако, свою политическую самостоятельность и сделались подвластными язычнику, римскому императору. Они не хотели понять, что в этом подчинении - начало исполнения второй части предсказаний Моисея. Слишком горды они были, чтобы сознаться в этом. Подчинение чужеземному владычеству было настолько ненавистно им, и они так жаждали скорейшего свержения этого ига, что, думая об Избавителе, Спасителе, Утехе Израиля, они невольно возмечтали, что грядущий Избавитель непременно избавит их от политического порабощения и восстановит царство Израиля.

Отуманенные такими мечтами, они перестали понимать пророчества о Мессии; они ждали Его как могучего Царя, который не только освободит их, но и отомстит их угнетателям, и поработит им весь мир. Они увлекались даже сказками о том, что Мессия станет на морском берегу в Иоппии и повелит морю выбрасывать жемчуг и все свои сокровища к Своим ногам, что Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями, и будет питать его манной еще более сладкой, чем та, какая посылалась их предкам в пустыне. Словом, они по-своему мечтали о предстоящем им блаженстве, о счастье в Царстве Мессии; и так мечтали не одни только фарисеи и книжники, но и все евреи; даже уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ждали, что вот Он, наконец, объявит Себя Царем Израилевым.

Значение Нагорной проповеди

О Своем учении Иисус Христос говорил: “Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня” (Иоан. 7:16), то есть Бога-Отца. В Нагорной проповеди ясно и вразумительно, с применением наглядных примеров из жизни, рассказано о том, как человеку надлежит жить, как строить свои отношения с Богом и ближними, чтобы достигнуть счастья на земле, спасения и вечного блаженства.

В Нагорной проповеди отражены основные понятия и истины учения Иисуса Христа. Люди были поражены Нагорной проповедью, так как в ней говорилось много нового о смысле жизни человека, о счастье и о законах жизни. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи присвоили себе исключительное право толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном сточки зрения обрядности. Помимо этого они толковали закон Божий произвольно, с учетом своих выгод и корысти. К народу они относились с презрением, как к невежественной массе. Считали бесполезным и ненужным просвещать невежественный народ. Они говорили что “народ невежда в законе, проклят он” (Иоан. 7:49). Причем, толкуя закон Божий, книжники и фарисеи не скрывали от народа то, что могут его пояснять на разные лады, так, как им это выгодно. Так, например, один из фарисеев похваляясь, говорил, что может дать каждому стиху Святого писания тысячу различных толкований. Поэтому очень часто евреи не верили своим духовным руководителям и не понимали их объяснений.

Иисус Христос говорил просто и ясно, на доступном для каждого человека языке, применяя для пояснений наглядные и понятные примеры, взятые из обыденной жизни. Причем говорил Спаситель не об обрядности, о которой любили рассуждать фарисеи, а о том, как человеку надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света, Разума, Справедливости и Добра. Спаситель рассказал людям о том, что человеческая душа бессмертна. И что краткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном. А достижение этой цели можно осуществить через исполнение воли Божией, через соблюдение законов Божиих, совершая добрые поступки, творя в земной жизни добро. Этим самым человек содействует созданию на земле Царства Божьего и правды Его.

В Нагорной проповеди Иисус Христос рассказал о том, что человеку не надо заботиться о благах земных, то есть не надо собирать сокровища земные, но надо заботиться о том, что приводит к жизни вечной через собирание сокровищ небесных. Спаситель рассказал о том, что все люди перед Богом равны, так как являются сынами Отца Небесного и что не богатство и родовитость помогают войти в Царство Небесное, а любовь к Богу, выражающаяся в исполнении Его законов через добрые дела, и любовь к ближним. А ближними являются не только друзья из своей нации, но и все люди, даже враги, которых надо любить, благословлять проклинающих вас, благотворить ненавидящих вас, молиться за обижающих и гонителей. Нужно побеждать зло добром, идти узким путем через тесные врата ко спасению. И всё это нужно делать для того, чтобы быть сынами Отца Небесного.

Своей Нагорной проповедью Спаситель научил людей, как надлежит жить праведно, указал на путь жизни, ведущий ко спасению и вечному блаженству. Изложил морально-нравственные и философско–религиозные основы Своего учения.

С тех давних дней до нашего времени Нагорная проповедь благотворно влияет на сознание людей, открывает перед человеком дорогу к Богу, рассказывает о праведном образе жизни, положительно воздействует на поступки и общественные взаимоотношения людей, и политическое устройство общества. Она благотворно влияет на формирование духовного облика человека и на его религиозно-философское развитие, указывая людям путь к всестороннему совершенству, к улучшению не только отдельной личности, но и мировой цивилизации.

Учение Спасителя, Иисуса Христа, произвело сильное впечатление на людей. И когда Он окончил излагать Нагорную проповедь, множество народа пошло за ним. “Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа” (Матф. 8:1). Этот подлинный факт, связанный с завершением изложения Нагорной проповеди, символически говорит об огромном интересе людей к словам Иисуса Христа, о признании правоты этих слов и о распространении Его учения среди народов всего мира.

ВВЕДЕНИЕ


Иисус Христос является основателем мировой религии, носящей Его имя - христианства. Он же - создатель жизнеучения, которое кратко можно определить как этику любви. Иисус Христос соединил религию и мораль в единое целое: Его религия имеет моральное содержание: его религия имеет религиозную основу и направленность. Как считает Иисус Христос, бедствия человека начались с того самого момента, когда он отпал от Бога и, во-первых, возомнил, будто сам может знать и судить о том, что есть добро и что есть зло, и, во-вторых, решил бороться со злом его же собственными средствами, прежде всего обманом и насилием. Накапливаясь и умножаясь, бедствия эти достигли катастрофических масштабов, подвели человека и человечество к черте, за которой - вечные муки умирания. Единственное спасение человека состоит в том, чтобы вернуться к первоистокам и осознать, что ложным является сам путь разделения людей на добрых и злых и противостояния злу злом. Чтобы понять: всё живое создано Богом, все люди - Его дети. Это их первая и самая важная характеристика. Отношения между людьми являются истинными тогда, когда они являются такими, какими должны быть отношения между братьями, детьми одного отца, - отношениями любви. Любовь изначально, самодостаточна, она не нуждается ни в каких основаниях, она сама есть то единственное основание, на котором только и может прочно стоять человеческий дом.


КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ИИСУСА ХРИСТА


О жизни Иисуса Христа мы знаем по свидетельствам Его учеников и учеников Его учеников. Эти жизнеописания называются Евангелиями (Благовествованиями) и различаются между собой именами повествователей. Подлинными считаются четыре Евангелия - от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, канонизированными христианской церковью в IV веке. Моральное учение Иисуса Христа представлено во всех четырёх Евангелиях, рассмотренных во всей полноте их содержаний. Наиболее цельно и концентрированно оно изложено в знаменитой проповеди, которую Иисус произнёс, взойдя на гору (отсюда её название Нагорной проповеди), и которая воспроизведена в Евангелиях от Матфея и Луки.

Иисус Христос является Богочеловеком, как говорят нам Евангелия. «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их… Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус». Он родился в г. Вифлееме, в хлеву, и лишь звезда указывала путь к Нему. После чего узнал о Его рождении царь Иудейский - Ирод - и захотел убить Его, но Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал, чтобы тот отправлялся с семьёй в Египет и пребывал там. По смерти Ирода является Иосифу Ангел Господень и говорит идти в землю Израилеву. Библия повествует нам об этом событии: «…и, придя, поселился в городе, называемом Назарет…». Когда Иисусу было 12 лет, семья приехала в Иерусалим на празник Пасхи. На обратном пути родители обнаружили, что с ними нет сына. Обеспокоенные, они вернулись в город, три дня искали Его и нашли в храме, слушающим и спрашивающим учителей. Иисус рано проявил интерес к духовным вопросам. Он обучился также ремеслу плотника. Что касается образования… Он хорошо знал книги Моисея и пророков. Другим источником Его умственного вдохновения были наблюдения над жизнью простых людей - жнецов, пахарей, виноградарей, пастухов, а также суровая красота родной северной Палестины. Его мировосприятие представляло собой удивительное сочетание духовной глубины и простодушной наивности.

С собственным учением Иисус выступил в 30 лет. Проповедовал 3 года, после чего Он был обвинён синедрионом в богохульстве и казнён (распят на кресте). Решение было принято синедрионом и по его настоянию, а также под давлением возбуждённых священнослужителями прихожан утверждено римским прокуратором Понтием Пилатом. Казнь осуществили римские власти. Применённая к Иисусу Христу форма казни считалась самой позорной, предназначенной для рабов и разбойников. Он был распят за слово, за мысль, за учение. И сделали это две силы: государственная власть (светская и духовная) и разъярённая толпа. Тем самым эти две силы обнаружили свою тёмную сущность и навеки заклеймили себя как силы, враждебные личности, свободному духу. У Иисуса перед лицом насильственной смерти были сомнения, Он просил Бога, чтобы Тот пронёс мимо Него эту чашу. Однако Он быстро преодолел минутную слабость и обнаружил спокойную решимость пройти Свой путь до конца. О величии и внутренней гармонии Его духа, точно так же как и о смысле Его учения, свидетельствуют слова, произнесённые Им со креста: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Это Он просил о Своих палачах, о тех, кто внизу делил Его одежды и злорадно кричал: «Пусть спасёт Себя Самого, если Он Христос». После чего Он умер, и Его похоронили в гробе богатого человека, привалили камень и поставили стражу. На третий день Он воскрес, как и обещал. Пробыв ещё 40 дней среди учеников, Он вознёсся на небо и обещал вернуться во второй раз, но чтобы уже забрать тех, кто верит в Него и ждёт Его пришествия.


УЧЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА


В чём же заключается проповедь Иисуса Христа? Какие жизненно важные вещи Он хотел донести до людей? Почему Его помнят и исповедуют вот уже 2000 тысячи лет спустя? Что в Нём такого особенного, ведь Он Сын плотника и, проповедуя людям 3 года, «не имел, где приклонить главу»? Итак, чтобы узнать ответы на эти вопросы, обратимся к Нагорной проповеди Иисуса Христа.

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но, да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего ", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (От Матфея 5-7 главы).

иисус христос проповедь учение

ЛИЧНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ


Иисус Христос призывает к тому, в чём многие не понимают счастья. Например, как мы можем быть счастливы, когда нас гонят за правду, поносят за имя Христа, всячески злословят? «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах…». Иисус проповедует о Царстве Небесном, о рае, где мир с Богом, где радость и счастье. Земная жизнь - это путь, который Бог предоставляет человеку, чтобы тот сделал для себя выбор, где он хочет проводить вечность - в аду или в раю. Этим выбором является поведение личности от сознательного возраста до смерти. Каждый человек, который следует за Христом, получит свою награду на небесах, поэтому нет повода печалиться, отчаиваться, есть повод радоваться. А почему человек радуется, а потому что Он знает, что все испытания, гонения и жизненные трудности посланы Ему Богом ради его же блага, чтобы научить его жить счастливо и полноценно. «Плавильня - для серебра и горнила - для золота, а сердца испытывает Господь» (Притчи 17:3). Чем глупее, эгоистичнее и грубее личность ведёт себя в жизни по отношению к окружающим, тем более она несчастна. Живя для других, человек становится полезным, нужным, а этого и не хватает каждому из нас.

Многие думали, что Иисус нарушает закон, т.к. видели, как Он исцелял больных, немых, прокажённых в день субботний, например, который чтили иудеи, и нарушение которого являлось грехом. Но Иисус объясняется, что Он пришёл не нарушить закон, но исполнить. Я бы даже сказала, усложнить. Ведь поступать по справедливости гораздо проще, нежели по благодати.

Так вот, Иисус, обращаясь к народу, говорил, что если их праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то они не войдёт в Царство Небесное. И далее поясняет о сущности заповедей, которые заповедал Бог «древним», т.е. еврейскому народу тогда, когда освободило их из Египетского рабства. Они слышали, что убивать - это грех, а Иисус раскрывает эти слова, говоря, что если мы ближнего своего назовём дураком или безумным, мы уже убили его в сердце своём и подлежим «геенне огненной». Он выворачивает наизнанку всю напускную праведность фарисеев, называя их «гробами окрашенными», потому что человек смотрит на лицо, Бог же смотрит на сердце. Иисусу было важно донести это до каждого. Он продолжает разрушать стереотипы людей призывая их к обратному - у них было - око за око, зуб за зуб, а Иисус им говорит, чтобы они не противились злому, и если «кто ударит тебя в левую щеку, обрати к нему и другую». Он призывает любить врагов своих, благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих нас. Какие высокие и непостижимые нашим разумом изречения! Сколько мудрости, простоты и в то же время возвышенности! Где найти такого человека? Можно ли иметь в себе те же чувствования, какие имел Христос. Апостол Павел утверждает, что можно, более того необходимо иметь их в себе: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе». Почему Христос призывает нас поступать именно так? А потому что мы дети Его, потому что Он нас любит, таких несовершенных, и принимает такими, какие мы есть, со всеми нашими «тараканами», если можно так выразиться. Ведь Господь Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми». И ещё, если мы будем любить только любящих нас, какая нам награда за это? Ведь это проще всего, любить того, кто любит тебя, делает тебе подарки, хорошо с тобой обращается. А тот человек, который плох видом и характером, недоброжелательно к тебе настроен? Любовь к такому вырабатывается терпением, смирением, жертвованием своими интересами и удовольствиями. Почему мы должны жертвовать? Потому что Иисус пожертвовал за нас Своей жизнью, пострадал на кресте и стерпел великий позор. А наше настроение может вывести за рамки хорошего какое-нибудь маленькое оскорбительное слово, и здесь наше терпение порой подрывается. Итак, Иисус призывает нас быть совершенными. Конечно, безусловно, совершенными нам не стать, однако, мы можем стремиться к этому недостижимому, ведь «нет предела совершенству».

В Своей Нагорной проповеди Иисус даёт простой пример молитвы «Отче наш», что является непосредственным разговором человека с Богом. Теперь не нужно идти в храм и совершать определённые обряды или идти к священнику, Бог слышит нас в любой точке Вселенной и в любую секунду времени.

Христос призывает нам уходить от лицемерия и быть такими, какие мы есть. Делать всё от чистого сердца и с чистой совестью. Т.к. «всё тайное становится явным» для Господа, а порой всплывает на поверхность перед окружающими нас людьми. Если мы осуждаем человека, то и сами будем осуждены, поэтому Христос учит нас не осуждать ближнего, но взглянуть прежде в своё сердце, разобраться с личными «брёвнами», а уж потом и увидеть, как вынуть «сучёк» из глаза брата. А вынуть-то его можно только любовью, милосердием и состраданием, к чему и призывает Господь.

Всемирно известная фраза: ««Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» - является словами Иисуса Христа. И действительно, что это должно стать одним из основных правил в нашей жизни. Многословие здесь неуместно.

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Всё сводится к тому, чтобы мы нашли этот «узкий путь», ведущий в рай, если конечно же мы того хотим. Для этого нам несомненно нужно следовать за Христом, принять Его жертву. Ведь для чего Он вообще пришёл и ходил по земле, уча народ? Он пришёл ради той одной главное цели - умереть на кресте за грехи всего человечества. Человек сам не может этого сделать, т.к. он грешен, а нужна невинная кровь. Христос - дорогая Цена за наши грехи. Во-первых, Он Сын Бога, во-вторых, Он прожил абсолютно безгрешную жизнь (Его не за что было распинать), в-третьих, Его смерть была позорной. Но Отец вынужден был сделать это, предоставив тем самым выбор каждому человеку: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан.3:16). В чём состоит этот выбор? Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня»; «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».Через Иисуса Христа мы можем прийти к Отцу, т.е. попасть в рай, иметь жизнь вечную, раскаявшись в своих грехах и поверив, что Иисус простил их нам, в этом и состоит благая весть. Либо выбрать самостоятельно расплачиваться за свои грехи, отказавшись от предложения Иисуса, но для этого нам потребуется долгая и мучительная вечность в аду.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог Своей жизни Иисус говорит: «Я победил мир» (Ин. 16:33). Тем победил, что став на пути любви, милосердия, не свернул с него. Иисус родился в хлеву, Он закончил жизнь на кресте. Он прошёл через непонимание родных, измены учеников, преследования властей. Он тысячи раз мог ужесточить Своё сердце. У Него было достаточно поводов и причин сказать людям, что они не достойны Его любви. Но Он не сделал этого; даже распятый, Он просит простить своих палачей и думает о душе высящего рядом разбойника. В этом заключается Его победа над миром. В этом заключается Его свобода.

Бог, родившийся в хлеву; Бог, оплеванный толпой; Бог, распятый на кресте, - если эти абсурдные по всем законам логики представления подлежат разумному пониманию, то оно состоит именно в том, что сама способность Иисуса быть твёрдым в кротости, пройти до конца путь жертвенной любви, невзирая ни на что, и есть выражение Его божественной природы, Его свободы.

Очевидно, что ни одна заповедь Христа, какой бы неудобоваримой она ни казалась, на наше благо, для нашего счастья. Его заповеди просты и в то же время сложны, они ясны всем, но проникают не в каждое сердце. Они для всех и каждого. Они ведут нас путём свободы, нравственности и жизни.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учителя от Моисея до наших дней, - М.: Вече, 2009.

2.Библия.

.Бондырёва С.К. Нравственность, - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Заповеди блаженства

1. Увидев народ, Он взошел на гору;
и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
(Нищий духом, можно понимать, как нищие на здоровье или больные. Так как дух в некотором понимание трактуется, как Жизнь. Пример, Земля оДУХотворена, пропитана Жизнью).

4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
(В обыденном смысле под кротостью понимается незлобивый и отходчивый нрав человека, готового осознанно прощать ошибки и обиды от других. Такие люди унаследуют Землю, то есть спокойную и радостную земную Жизнь и людскую память после неё).

6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божими.

10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах:
так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы — соль Земли
(Жизнь дана не для уныния и скуки, но дана для счастья и радости).

13. Вы — соль Земли.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою?
Она уже ни к чему негодна,
как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы — Свет Мира

14. Вы — Свет Мира.
(Человек - есть подобие Бога и должен нести Свет)
Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15. И, зажёгший свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике,
и светит всем в доме.

16. Так да светит Свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не нарушить пришел Я, но исполнить.

17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков:
не нарушить пришел Я, но исполнить.

18. Ибо истинно говорю вам:
доколе не прейдет Небо и Земля,
ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона,
пока не исполнится всё.
(Имеется ввиду, когда Небесная Жизнь и Земная сойдутся вместе, и будет одна Вечная Жизнь).

19. Итак, кто нарушит одну из заповедей и научит так людей,
тот малейшим наречётся в Царстве Небесном;
(Малейший, то есть незначительный)
а кто Сотворит и Научит, тот Великим наречётся в Царстве Небесном.

20. Ибо, говорю вам,
если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев,
то вы не войдете в Царство Небесное. Нельзя гневаться.
(Фарисеи и книжники, это верующие и священники того времени)

21. Вы слышали, что сказано древним:
не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22. А Я говорю вам, что всякий,
гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;
кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону;
а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(Рака и безумный, у евреев считалось сильным унижением человека, эти понятие слов почти не переводятся на другие языки, но что-то вроде дурака, пустого человека).

23.Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику
и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя.

24. Оставь там дар твой пред жертвенником,
и пойди прежде примирись с братом твоим,
и тогда приди и принеси дар твой.
(Если ты вспомнил о не прощённой обиде, даже у алтаря, то оставь всё, вернись и сначала попроси прощение у брата своего, потому что не надо просто исполнять обряд.. а надо сердце своё спросить... для чего я это делаю)...

25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним,
чтобы соперник не отдал тебя судье,
а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Смысл речи тот, что если человек не примиряется с своим соперником и доводит дело до суда, то должен подвергнуться судебной каре и выплатить весь долг. Отсюда видно, как бывает необходимо заблаговременное примирение).
Нельзя прелюбодействовать в сердце своем.

27. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.
(Прелюбодеяние здесь имеет силу большого греха, и прежде чем приблизится к нему, стоит подумать чем грозит его искупление. Из-за этого распадаются семьи, страдают дети, а это основа основ христианского мира).

30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. Нельзя разводиться

31. Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную.

32. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Не клянись вовсе
(Имеется ввиду, что мужу нельзя разводится, разве, что за исключением, потому что НЕ МОЖНО бросать жену и детей своих ради своих прихотей. Женщина должна быть или замужней или девственной, всё остальное ведёт к большому греху).

33. Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни Небом, потому что оно престол Божий;

35. Ни Землею, потому что Она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город Великого Царя;

36. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным от природы.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Просящему у тебя дай.

38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
(Тут имеется значение, которые многие понимают совсем не так, как надо. Во-всякой ссоре или вражде, одной стороне надо уступить, чтобы это не переросло в более большую вражду. Чтобы искоренить зло, нельзя на зло отвечать злом, иначе круг замкнётся на зле.
В то же время, если кто-то угрожает вашей жизни или человеку вблизи вас, то защитить себя и вашего ближнего, это долг каждого христианина. Любовь требует защиты у зла, и одновременно являясь непобедимой и несокрушимой).

40. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41. И кто попросит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Любить нужно всех, включая врагов.

43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
(Здесь снова говорится, что нельзя на зло отвечать злом, ибо зло сгорает в аду, когда мы ей желаем добра и любви. Но опять таки, это то, к чему надо стремится нам и мировому обществу в целом).

45. Да будете Сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает Солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных.

46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
(Мытари - это сборщики подати.
Фарисеи были во времена Иисуса самой влиятельной из всех еврейских религиозных сект.
"Книжники и фарисеи заняли место Моисея и подгоняют законы Божьи под себя. Эти слова Иисуса показывают, что фарисеи не признавали Иисуса, жили Моисеевым законом.
"Все свои дела они делают для того, чтобы их видели. Они были высокомерными.
За то, что они исполняли НЕ все заповеди Писания, а в большей степени - обрядовые и которые на виду:
...вы закрываете перед людьми Небесное Царство. Фарисеи не давали людям прийти к Истине).
Матф.23:27)

47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Будьте совершенны.

48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

ГЛАВА 6 (Арх. Аверкий)

Милостыню и добро нельзя делать на показ

1. Смотрите, не творите милостыни и доброты вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2. Итак, когда творишь милостыню и добро, не труби перед собою и людьми, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3. У тебя же, когда творишь милостыню и добро, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4. Чтобы милостыня твоя и доброта были втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Как нужно молиться.

5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в Тайне; и Отец твой, видящий Тайное, воздаст тебе явно.

7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники и форисеи, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Господня молитва

9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Нужно прощать

14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Не нужно поститься на показ

16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17. А ты, когда постишься, помой голову твою и умой лицо твоё,

18. Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на Земле

19. Не собирайте себе сокровищ на Земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20. Но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око.

22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
(Око - это мысли)

23. Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если Свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам.

24. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
(Маммон - сын Сатаны, олицетворение алчности и обогащение. Живя телом но не душой).

25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
(Ведь душа гораздо больше чем пища, а тело - одежды).

26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
(Трава полевая отличается красотой, одевается так, как не одевался Соломон. Но обыкновенно она годится только на то, что ее бросают в печь. Вы заботитесь об одежде. Но вы несравненно превосходите полевые лилии, и потому можете надеяться, что Бог оденет вас ещё лучше, чем полевые лилии).

31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
(Не нужно все мысли свои направлять на то, что поесть, и на то, что одеть).

32. Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
(Надо Жить по Любви, Истине и Жизни, а остальное придёт).

34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
(Это правило написано во всех книгах по психологии).

ГЛАВА 7 (Арх. Аверкий)

Не судите, да не судимы будете.

1. Не судите, да не судимы будете,

2. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

5. Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам.

6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
(Имеется ввиду, не объясняйте Истину тем, кто отворачивается от вас.)
Просите, и дано будет вам.

7. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
(Только трудом и усердием можно добиться того, кого желаешь).

8. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10. И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Золотое правило.
(Под детьми понимается, как и ваши дети, так и люди в целом. Потому что, любое зло можно победить Любовью, так как Она непобедима).

12. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами

13. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
(Не ищите лёгких путей).

14. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в Жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков

15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
(Любое зло маскируется под "доброй" личиной и входит в дом ваш).

16. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
(Зло всегда хитрое и можем делать вам добро, отнятое у других, принося им страдания).

17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

20. Итак по плодам их узнаете их.

21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Многие из вас имеют веру страха, что не войдут в Рай, это лжевера. Истинная вера, это вера в Любви и помощи другим, подобие как Господь помогает нам, ибо помощь Его безвозмездная).

22. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Притча о благоразумном строителе.
(Жить и творить надо своими руками и от своего имени, и вашими трудами, вам и воздаться).

24. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

25. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

27. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Конец Нагорной проповеди

28. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,

29. Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Первое публичное выступление Иисуса с изложением основ христианского вероучения.

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас, гнать и всячески неправедно злословить за Меня, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:1–11).

Обращаясь к Своим ученикам, Иисус сказал:

«Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо, доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». (Мф 5:13–16).

Итак, в Своем первом публичном выступлении, получившем название Нагорной проповеди, Иисус Христос развивает «Десять заповедей» Ветхого Завета и, в свою очередь, приводит девять «заповедей блаженства», соблюдая которые можно обрести вечную жизнь в Царстве Небесном:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:3).

Вероятно, Иисус не случайно поставил «нищих духом» на первое место. Тем не менее, среди толкователей нет единства в вопросе о том, кого следует иметь в виду.

Согласно одной трактовке, «нищие духом» - это люди, избравшие путь покаяния, смирения, «стремившиеся святой жизнью удостоиться высших благ небесных» (такова, например, точка зрения М. И. Михельсона, приведенная в книге Н. Николаюка «Библейское слово в нашей речи», изд-во «Светлячок», Санкт-Петербург, 1998). Согласно другой, «нищие духом» - люди, не отличающиеся большим умом и поэтому слабые, зависимые. Здесь возможны градации: от просто недалеких, не способных к абстрактному мышлению, до слабоумных, дурачков, убогих (под защитой «у Бога»), юродивых. Недаром в русском народе «дурачки», юродивые получили название «блаженных», «блаженненьких». Их «грешно» было обижать (один из гнуснейших поступков Федора Карамазова - надругательство над слабоумной Лизаветой Смердящей; и Достоевский «наказывает» развратника смертью от руки его сына от «юродивой»).

Отношение к «блаженным» было двойственным: и благоговейно-жалостливым, и насмешливым - это нашло отражение в искажении слова «юродивые» - «уродливые» (А. С. Островский, «На всякого мудреца довольно простоты»). О той же двойственности говорит наличие в языке слов с тем же корнем, но отрицательной коннотацией: «блажь» (дурацкая прихоть), «блажить» (валять дурака).

«Блаженны плачущие (скорбящие, сокрушающиеся о своих грехах), ибо они утешатся» (Мф 5:4). (Мф 5:5).

«Блаженны кроткие (терпеливо переносящие превратности судьбы), ибо они наследуют землю».

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф 5:6).

Алчущие - это те, кто настойчиво стремится к духовным ценностям в надежде обрести в них смысл существования, ищет нравственные ориентиры, истину.

В одном из псалмов о поисках израильтянами земли обетованной говорится: «Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города; терпели голод и жажду, душа их истаивала в них. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их, повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих: ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами» (Пс 106:4–9).

В шутливом контексте «алчущими» называют людей проголодавшихся, испытывающих жажду.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем (лишенные дурных помыслов), ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы (живущие со всеми в мире и примиряющие других), ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:7–9).

Мир - величайшая ценность для человечества, народа, семьи, отдельного человека и одна из центральных тем Библии.

Мудрые учат: «Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Притч 17:1).

«Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11).

Царство Божие - это «не пища и питье, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17).

«Бог не есть Бог неустройства, но мира» (1 Кор 14:33).

Иисус Христос внушает: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Мирись с соперником твоим скорее, пока еще ты на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу» (Мф 5:23–25).

На первый взгляд может показаться, что другое высказывание Христа: «Не мир пришел я принести, но меч» (Мф 10:34) - вступает в противоречие с только что процитированным. Для правильного понимания Его позиции следует руководствоваться не буквой, но духом христианского вероучения, основанного на ненасилии и всеобщем примирении, придающего первостепенное значение не внутреннему, а внешнему. Тогда становится ясно, что «меч» должен быть обращен не против других людей, а против собственных грехов и недостатков.

Фраз. : «голубь мира»; «иди с миром»; «мир вам»; «мир дому сему»; «мир народам» (Зах 9:10).

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство небесное.

Блаженны вы (несущие людям Слово Божие), когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:10–11).

Лит. : Г. Гуннарсон, роман «Блаженны нищие духом». Ф. Дюрренматт, роман «Алчущие». Н. А. Островский, «На всякого мудреца довольно простоты». Д. Г. Лоуренс, очерк «Блаженны сильные». Л. Н. Толстой, роман «Война и мир». Ф. М. Достоевский, роман «Идиот», рассказ «Кроткая».

В определенном смысле «блаженны» почти все герои Ф. М. Достоевского: «кроткая» Соня Мармеладова, «нищий духом» князь Мышкин, «чистый сердцем» Алеша Карамазов, «плачущие» персонажи «Бедных людей», «миротворец» Макар Иванович из «Подростка» и даже «алчущие бунтари» Иван Карамазов и Андрей Версилов.

Иисус подробно остановился на Десяти Заповедях Божиих, которые развил и дополнил.

«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (5:13–22).

Гнев, пока он всего лишь чувство, «подлежит суду» - в смысле морального осуждения. Излившийся в виде бранного слова («рака» значит «дурак, ничтожество»), он становится деянием и заслуживает судебного разбирательства в синедрионе. И, наконец, отнесение кого-либо к безумным есть причинение серьезного морального и правового ущерба, за которым следуют Суд Божий и «геенна огненная».

Далее Он сказал о прелюбодеянии: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (5:27–32).

О клятве. «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (5:33–37).

О непротивлении злу насилием. «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (5:38–42).

О любви к людям. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.

Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (5:43–47).

О совершенстве. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (5:48).О милостыне. «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (6:1–4) .

О молитве. «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Молитесь же так:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (6:5–13).

О прощении. «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (6:14–15).

О посте. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (6:16–18).

О духовных ценностях. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (6:19–21).

О внутреннем свете. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (6:22–23).

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (6:24).

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, не собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них...

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (6:25–34).

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (7:1–5) .

О святынях. «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (7:6).

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?.. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (7–11).

Золотое правило нравственности: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (7:12).

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (7:14).

«Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.

По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь...» (7:15–20).

Слово и дело. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (7:21–27).

«И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф 7:28–29).

Цит.: Сол Беллоу: «А знаете, ваше величество, в мире есть храбрецы, умеющие воздавать добром за зло. Которым претит участвовать в эстафете зла. Храбрый постарается переломить ситуацию - сделать так, чтобы на нем зло и кончилось». Роман «Хендерсон, король дождя».

Персонаж романа Айрис Мердок «Единорог» в разговоре с приятелем вспоминает о «феномене Аты, которому древние греки придавали огромное значение и который заключается в передаче страдания от одного человека к другому... Ощущение себя жертвой плодит новые жертвы. Верша возмездие, добро превращается в свою противоположность. Но в конце концов Ата терпит поражение от чистой души, которая страдает, но отказывается передавать страдание дальше и тем самым размыкает порочный круг».

Франц Кафка: «Один из самых действенных соблазнов зла - призыв к борьбе». «Афоризмы».

Ричард Олдингтон:

«Насилие и убийство неминуемо порождают новые насилия и убийства. Разве не этому учат нас великие греческие трагедии? Кровь за кровь. Прекрасно, теперь мы знаем что к чему. Убивать ли в одиночку или скопом, в интересах одного человека, разбойничьей шайки или государства, - какая разница? Убийство есть убийство. Поощряя его, вы насилуете человеческую природу. А миллион убийц, которых подстрекают, восхваляют, которыми восхищаются, навлечет на вас разгневанные легионы грозных Эвменид. И те, кто уцелеет, будут горько расплачиваться до самой смерти за непростимую свою вину. Все это неважно? Вы намерены гнуть свое? Надо плодить еще детей, они скоро восполнят потери? Так получите еще одну славную, веселую войну, и чем скорей, тем лучше...» «Смерть героя».

Ф. М. Достоевский (о смертной казни): «Что же с душой в эту минуту делается, до каких судорог ее доводят? Надругательство над душой, больше ничего! Сказано: «не убий», так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя...»

Л. Н. Толстой:

«Только бы всегда вовремя успеть увидать бревно в своем глазу, как бы мы были добрее».

«Прочтя Нагорную проповедь, всегда трогавшую его, он [Нехлюдов] нынче в первый раз увидал в этой проповеди не отвлеченные, прекрасные мысли, большею частью предъявляющие преувеличенные и неисполнимые требования, а простые, ясные и практически исполнимые заповеди, которые, в случае исполнения их... устанавливали удивившее его совершенно новое устройство человеческого общества, при котором не только само собой уничтожалось все то насилие, которое так возмущало Нехлюдова, но достигалось высшее доступное человечеству благо - царство Божие на земле».

Роман «Воскресение».

Александр Костюнин

Вспомнил, как проходил этот великий праздник год назад.

У нас на площадке соседи: два мужика, оба ревностных прихожанина церкви. Обращаются друг к другу с просьбой простить невольные обиды, грязные слова... Делают это страстно, запальчиво, неуступчиво. Петушатся: «Нет, ты меня извини, я был не сдержан». – «Сперва ты меня! Руки убери!..» Благостный православный ритуал плавно переходит сначала в бытовую ссору, затем в побоище. Оба проводят ночь в КПЗ, в жёстких обстоятельствах, которые примиряют их, духовно сближают. Оттуда они выходят просветлённые, выходят братьями.

Простите и Вы меня».

Д. Г. Лоуренс: « Блаженны сильные, ибо их есть царство земное».

Нагорная проповедь Иисуса Христа считается одним из самых важных источников, повествующих о принципах . По сути, проповедь являет собой некое собрание изречений Иисуса, произнесенных перед своими учениками и толпой людей и содержащихся в Евангелии от Матвея.

Место и слушатели

Гора Блаженств, на которой читал проповедь Иисус, получила позже такое название благодаря Заповедям блаженств, которые были озвучены в проповеди. Так как настоящих гор в той части Галилеи, о которой идет речь, нет, скорее всего, имелся в виду один из небольших холмов у Галилейского озера, а название “гора” появилось в результате сложностей с переводом.

Древнее византийское предание гласит, что гора Блаженств - это гора Карней Хиттин, расположенная недалеко от города Тверия. Этой же версии позже придерживались крестоносцы, а в католической и греческой православной традициях этой теории продолжают придерживаться до сих пор.

Перед произнесением проповеди Иисус садится, поэтому считается, что предназначена она была по большей части для учеников, а не широких масс, ведь учителя в синагогах обычно учили сидя. Но услышать проповедь мог любой желающий.

Нагорную проповедь можно условно разделить на несколько логических частей:

Значение проповеди

Несмотря на то, что Заповеди блаженства являются толкованием Десяти заповедей, для многих верующих они по-прежнему остаются не до конца понятными. Комментарии и трактовки этих можно найти в трудах многих богословов и священнослужителей, в которых дается исчерпывающее объяснение их истинного смысла.

Считается, что именно Нагорная проповедь Иисуса Христа содержит основы христианского вероучения, является источником христианского пацифизма. Именно к ней обращались многие известные философы: Ганди, Мартин Лютер Кинг, Лев Толстой и другие.